«Энеида» И. П. Котляревского появилась в то время, как на украинских территориях царской России расформировывались казацкие слободские полки, уничтожались останки автономии после разрушения Екатериной II Запорожской Сечи. В дискуссиях об украинском народе преобладала шовинистическая имперская мысль о том, что нет такого народа, который это лишь племя без своего языка и традиций. Отсутствие государственной защиты, социальный и национальный гнет тормозили духовное развитие народа. Но художественная литература питалась соками народной мудрости, юмора и песни. Именно И. П. Котляревский в 1798 г., когда вышли из печати три первый части «Энеида», удостоверил существования украинского народа как физической и духовной реальности. Позаимствовав у Вергилия тему о приключениях Энея (сына богини Венеры) и его ватаги, автор ввел нас в замечательный мир украинского языка, в мир жизни украинского народа. Произведение насквозь пронизано национальным духом и колоритом. Весь сюжет построен на путешествии Энея и троянцев к земле, где будет основано новое царство. И вот уже из первых строк произведения мы попадаемся в чудо-мир украинской жизни и национального характера:
Мария Александровна Вилинская (в первом браке - Маркович, во второму - Лобач-Жученко; литературный псевдоним - Марко Вовчок) родилась 10 декабря 1833 г. в имении Екатерининское Орловской губернии в дворянской семье. Училась в частном пансионе в Харькове, жила в Орли у своей тетки как воспитательница ее детей. Взяв брак с украинским фольклористом и этнографом О. Марковичем, жила в Чернигове, Киеве, Немирове. В скором времени выехала к Франции, поселилась в Париже. Возвратив в Россию, жила в Петербурге, сотрудничала в журнале «Отечественные записки». Позднее вместе со вторым мужем М. Лобачем-Жученком жила в разных регионах Русской империи. Умерла писательница 28 июля 1907 г. в Нальчике.
АНТИКРЕПОСТНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОВЕСТИ МАРКА ВОВЧКА «ИНСТИТУТКА». Марко Вовчок вошла в украинскую литературу со сборником под названием «Народные рассказы». Уже самое название говорит о себе: народная жизнь само подсказала ей тему, создало образы, характеры. Чаще всего ее перо затрагивало болевую проблему крестьян - их неволи, крепостной зависимости от помещиков. Благородная натура писательницы, которая была воспитана в уважении к человеческой личности, не мирилась с тем, что один человек - со своими чувствами, мыслями, мечтами, со своим желанием жить и быть счастливой - может принадлежать другой. Свои мучительные раздумья об этой несправедливости, которая ломала человеческие судьбе, писательница воплотила в повести «Институтка».
Украина… Как много чувств вложено в это слово! Какая она неповторимая в своей живописной красоте! Та красота и величие нашей земли переплетены с грустью трагических страниц ее истории. Такая судьба этой земли, которая все время ее изрывали в клочья на части и не знала она покоя от злых врагов. Наш народ прошел через жестокие битвы, кровавые бои с Польшей, испытал своеволие русского царя. Украина достойно вынесла все испытания. А силой мужества и стойкости ее сынов была любовь к родной земле. Ярким примером неразрывного единства родины и гения есть жизненный и творческий путь знаменитейшего Кобзаря. Несмотря на тяжелые испытания, что обжиги на судьбу Т. Шевченко, незабываемыми остаются его слова:
Сочинение сравнение по повести М. Вовчка «Институтка». «Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение о взаимоотношениях между крепостными и господами. Писательница показала невыносимое положение крестьян, что является следствием жестокости и бездушности крепостников, изобразила нарастание народного гнева, мораль господ и трудового народа, залог тогдашнего образования. В повести Марко Вовчок противопоставила образы девушки Устины и молодой госпожи. Название произведения наталкивает нас на мысль, что главный герой - просвещенная помещица. «И что же то за хорошая из лица была! Кажется, и не срисовать такой красоты!» - это впечатление от внешности панночки. Но это эгоистический человек, который ощущается, например, в сцене отбора институткой наймички. Этим контрастом между внешним и внутренним видом панночки автор изобразил разногласие между опрятностью, внешней культурой подавляющего большинства дворян и их мерзким нутром.