Наиболее крупными драматургами несомненно были Бертольт Брехт и Фридрих Вольф. Их творчество - целый этап истории немецкого театра XX века. Ф. Вольф (1888-1953) на протяжении ряда лет полностью разделял художественные и этические взгляды экспрессионистов, а после того как перешел на позиции реализма, не отказался от экспрессионистской драматургической техники. Первая драма Вольфа «Магомет» (1917), как и последовавшие за ней драмы «Это ты», «Безусловный», «Черное солнце», «Тамар», являются выражением эмоционального возмущения против зла, которое видит писатель в окружающем мире. Форма этих драм, их этическая основа, пацифизм, провозглашение единения как основы нового мира - все это свидетельствует о том, что творчество Вольфа идет в эти годы в русле экспрессионизма. Но уже в начале 1922 года он приходит к убеждению, что «нельзя воплощать самих себя в экстатической форме», что «закон драмы как формы требует высшей степени объективирования».
«Кавказский меловой круг» (1945) также принадлежит к наиболее известным пьесам-притчам Брехта. Обе пьесы роднит пафос этических исканий, стремление найти человека, в котором бы с наибольшей полнотой раскрылись духовное величие и доброта. Если в Добром человеке из Сычуани» Брехт трагически изобразил невозможность воплощения этического идеала в будничной обстановке собственнического мира, то в «Кавказском меловом круге» он раскрыл героическую ситуацию, которая требует от люден бескомпромиссного следования нравственному долгу. Казалось бы, все в пьесе классически традиционно: не нова фабула (сам Брехт уже раньше использовал ее в новелле «Аугсбургский меловой круг»), Груше Вахнадзе и по своей сущности и даже по своему облику вызывает намеренные ассоциации и с Сикстинской мадонной, и с героинями сказок и песен. Но пьеса эта новаторская, и ее своеобразие тесно связано с главным принципом брехтовского реализма-«очуждением». Злоба, зависть, корысть, конформизм составляют неподвижную среду жизни, ее плоть. Но для Брехта это только видимость.
Пьеса-притча «Добрый человек из Сычуани» (1941) посвящена утверждению вечного и прирожденного качества человека - доброты. Брехт как гуманист утверждает, что для человека делать добро привлекательно и естественно. Главная героиня пьесы Шен Де словно излучает добро, и это излучение не вызывается никаким внешним импульсом, оно имманентно. Брехт-драматург наследует в этом гуманистическую традицию просветителей. Мы видим связь Брехта со сказочной традицией и народными легендами. Шеи Де напоминает Золушку, а боги, награждающие девушку за доброту,- нищенку из той же сказки. Но, традиционный материал Брехт осмысливает новаторски. «Добрый человек из Сычуани» - спор с безоблачным оптимизмом сказки о Золушке, это притча, созданная писателем социалистического реализма.
Пьеса «Жизнь Галилея» имеет две редакции: первая-1938- 1939 годов, окончательная-1945-1946 годов. «Эпическое начало» составляет внутреннюю скрытую основу «Жизни Галилея». Реализм пьесы глубже традиционного. Всю драму пронизывает настойчивое требование. Брехта теоретически осмыслить каждое явление жизни и ничего не принимать, полагаясь на веру и общепринятые нормы. Стремление представить каждую вещь требующей объяснения, стремление избавиться от примелькавшихся мнений очень ярко проявляет «я» в пьесе. В «Жизни Галилея» заметна необычайная чуткость Брехта к мучительным антагонизмам XX века, когда человеческий разум достиг невиданных высот в теоретическом мышлении, но не смог предотвратить использования научных открытий во имя зла.
Среди наиболее знаменитых пьес эмиграции - «Матушка Кураж и ее дети» (1939). Чем острее и трагичнее конфликт, тем более критической должна быть, по мнению Брехта, мысль человека. В условиях-30-х годов «Матушка Кураж» звучала, конечно, как протест против демагогической пропаганды войны фашистами и адресовалась той части немецкого населения, которая поддалась этой демагогии. Война изображена в пьесе и как стихия, органически враждебная человеческому существованию. Сущность «эпического театра» становится особенно ясной в связи с «Матушкой Кураж». Теоретическое комментирование сочетается в пьесе с беспощадной в своей последовательности реалистической