Антагонизмы XX века в пьесе «Жизнь Галилея»
Пьеса «Жизнь Галилея» имеет две редакции: первая-1938- 1939 годов, окончательная-1945-1946 годов. «Эпическое начало» составляет внутреннюю скрытую основу «Жизни Галилея». Реализм пьесы глубже традиционного. Всю драму пронизывает настойчивое требование. Брехта теоретически осмыслить каждое явление жизни и ничего не принимать, полагаясь на веру и общепринятые нормы. Стремление представить каждую вещь требующей объяснения, стремление избавиться от примелькавшихся мнений очень ярко проявляет «я» в пьесе. В «Жизни Галилея» заметна необычайная чуткость Брехта к мучительным антагонизмам XX века, когда человеческий разум достиг невиданных высот в теоретическом мышлении, но не смог предотвратить использования научных открытий во имя зла.
Замысел пьесы восходит к тем дням, когда в прессе появились первые сообщения об экспериментах немецких ученых в области ядерной физики. Но не случайно Брехт обратился не к современности, а к переломной истории человечества, когда рушились основы старого миропонимания. В тс времена - на рубеже XVI- XVII исков научные открытия впервые стали, как повествует Брехт, достоянием улиц, площадей и базаров. Но после отречения Галилея наука, по глубокому убеждению Брехта, сделалась достоянием лишь одних ученых. Физика и астрономия могли бы освободить человечество от груза старых догм, сковывающих мысль и инициативу. Но Галилей сам лишил свое открытие философской аргументации и тем самым, по мысли Брехта, лишил человечество не только научной астрономической системы, но и далеко идущих теоретических выводов из этой системы, затрагивающих коренные вопросы идеологии.
Брехт, вопреки традиции, резко осуждает Галилея, потому что именно этот ученый, в отличие от Коперника и Бруно, имея в руках неопровержимые и очевидные для каждого человека доказательства правоты гелиоцентрической системы, испугался пыток и отказался от единственно правильного учения. Бруно умер за гипотезу, а Галилей отрекся от истины.
Брехт «очуждает» представление о капитализме как эпохе небы-палого развития науки. Он считает, что научный прогресс устремился лишь по одному руслу, а все остальные ветви засохли.
Об атомной бомбе, сброшенной на Хиросиму, Брехт в замечаниях к драме писал: «…это была победа, но это был и позор - запрещенный прием». Создавая- «Галилея», Брехт мечтал о гармонии науки и прогресса. Этот подтекст стоит за всеми грандиозными диссонансами пьесы, за словно распавшейся личностью Галилея;- мечта Брехта о «сконструировавшеися» в процессе научного мышления идеальной личности. Брехт показывает, что развитие науки в буржуазном мире - это процесс накошхения отчужденных от человека знаний. В пьесе показано также, что другой процесс - «накопление культуры исследовательского действия в самих личностях» - прервался, что на исходе Ренессанса из этого важнейшего «процесса накопления исследовательской культуры» силами реакции были исключены народные массы: «Наука ушла с площадей в тишь кабинетов».
Фигура Галилея в пьесе - поворотный пункт в истории науки. В его лице давление тоталитарных и буржуазно-утилитарных тенденций разрушают и настоящего ученого, и живой процесс совершенствования всего человечества.
Замечательное мастерство Брехта проявляется не только в новаторски-сложном осмыслении проблемы науки, не только в блистательном воспроизведении интеллектуальной жизни героев, но и в создании могучих и многогранных характеров, в раскрытии их эмоциональной жизни. Монологи героев «Жизни Галилея» напоминают «поэтическое многословие» шекспировских героев. Все герои драмы несут в себе нечто возрожденческое.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Антагонизмы XX века в пьесе «Жизнь Галилея» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: