Николай Волновой - писатель страстный и горячий. Поэтому понятно его непосредственное присутствие в своих произведениях. Новелла «Я (Романтика)» отображает лицо автора опосредованно, через некоторые грани «я» и философскую систему. Трагедия автора в новелле «Я (Романтика)» весьма глубокая. Написанный в импрессионистической манере, произведение в яркой художественной форме отображает те сложные противоречия, которые есть в душе человека, в ее сознании и в окружающей действительности. «Я - чекист, но я и человек»! Сказано так, что одно понятие полностью (за своей сутью!) исключает другое. И это справедливое утверждение. Ради какой-то «неизвестной прекрасной загорной коммуны» заседает ночью «черный трибунал» и подписывает приговор за приговором: «Расстрелять!». И тех, кто собирался на квартире философствовать о правде, и монахинях, и родной матери. Героя новеллы, как и автора, еще терзают сомнения, его «я» раскололось на несколько «я». Одно из них тянется к нежной и доброй матери, другое - молится к тому времени, которое свело его с товарищами из «черного трибунала». Еще одно «я», фанатически отданное идеям революции, идет на убийство матери: «Тогда я в томлении, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, закинул руку за шею своей матери и прижал ее главу к своей груди. Потом подвел маузера и нажал спуск на висок».
Украинское Возрождение 20- 30-х годов призвало в литературу много новых талантов, свежих идей и оригинальных мировоззрений. Среди ярких литературных звезд - Николай Волновой. По выражению его современника В. Ковша, «сам волнуется и нас всех волнует, пьянит и беспокоит, бесит, обессиливает и пленит…». Г. Волновой искренне поверил в коммунистические идеи, отстаивал их пером и оружием, нося дорогами «революции» и думая о «коммуне». Он поставил перед собой цель пропеть песню песен, прославить маленьких « муравьев революции», которые хотят «осушить болото». Писатель даже соглашался, что для этого можно пойти на некоторые жертвы. Но они оказались весьма большими. Г. Волновой, анализируя свои впечатления от поездки на Полтавщину, наблюдая за изменениями, которые происходили с его товарищами по партии, узнавая о новых и новых арестах своих коллег, пришел к заключению, которое тоталитарной системе равнодушная судьба людей, и она может пожертвовать миллионами ради мифического «светлого будущего».
Приключенческий роман. Уже самое название жанра вызывает заинтересованность читателя, особенно молодого. Приключения - это всегда романтика, мечта. Недаром сам автор, попав в довольно затруднительное положение (арест, следствие, высылка на Далекий Восток), писал: «Охотское море. Тайга. Тундра. Звероловство. Были там поселение давно осевших наших людей из Украины. Все это, сказать искренне, было мне даже интересно». Вообще приключенческий жанр в украинской литературе представлен не очень широко и почти незнакомый ученикам, так как школьная программа практически не предусматривает его изучения. Наверное, это дань традиции советских времен - знакомить молодежь лишь с «серьезными», «идеологически выверенными» произведениями, а не с приключенческой литературой или фантастикой. Особенностью же романа И. Багряного «Тигроловы» есть то, что он соединил в себе очень серьезные, глубокие проблемы с романтикой приключений. Приключения, в свою очередь, изображенные разные за своим весом и значимостью: от таких, как бегство главного героя из эшелона смерти и борьба за выживание в дикой таежной трущобе, к смешным (наблюдение за лесными жителями - козой с козленком, гадюкой, колонком) и к приключениям «чувственных» (Григорий случайно смотрел, как купается Наталка, и мучается, или она не заметила его и не обиделась).
Сочинение по роману И. Багряного «Тигроловы». Наши далекие предки, без сомнения, имели основания давать друг другу выразительные фамилии. Так совершает и большинство писателей, называя своих героев. Это же какие грехи у Григория Многогрешного и за что ему выпал такой тернистый путь? А «грехов», как на тоталитарную систему, которая душила все живое и мыслящее, довольно много: ум, достоинство, национальное самосознание, смелость. И наибольший «грех» - любовь к родине, к Матери и ее замученного, одураченного народа.Автор делает своего героя потомком знаменитого гетмана Демьяна Многогрешного, первого политического ссыльного Сибири. И это глубокий символ невыразимо тяжелой судьбы украинского народа, который испокон века страдал от нападений врагов внешних, а потом был уничтоженный врагами внутренними, новейшими варварами.Образ молодого интеллигента 30-х лет, да еще и обрисованного в романтическом плане, для украинской литературы новый. Мы захватываемся юношей, который стал легендой, гордым соколом для узников эшелона смерти, подпилив невероятными усилиями доски вагону и выпрыгнув на ходу с бешеного поезда. Он стал «дьяволом» и страшной легендой для своего мучителя - следственного Медвина, так как под страшной пыткой не сломался, не стал просить, а только проклинал или молчал.
Иван Павлович Лозовягин родился 2 октября (за старым стилем 19 сентября) 1906 года в городе Ахтырка в семье рабочего-каменщика. Начальное образование он получил в родном городе, 1922 года закончил художественно-керамическую школу. С 1922 по 1926 год будущий писатель, поэт и драматург работал на разных должностях: от секретаря комсомола сахарного завода к окружному инспектору милиции, излагал рисования и т.п.. В 1926-1930 годах учился в Киевском художественном институте. Литературное творчество И. Багряный начал еще во время обучения в школе, редактируя ученический рукописный журнал «Надежда». С 1924 года он входил в охтырский филиал литературной группировки «Плуг», где 1925 года под псевдонимом «Иван Полярный» выдал сборник новелл «Черные силуэты». Первое произведение, подписанное именем «Иван Багряный», был напечатан в киевском журнале «Глобус» за 1926 год. В следующих годах его поэтическое и прозаическое произведения периодически появляются на страницах украинских журналов. 1929 года вышел первый сборник поэзий И. Багряного «К границам заказанных», что имела подзаголовок «Поэзии. Кн. 2».