Всю свою жизнь Афанасий Мирный мечтал показать судьбу соотечественников, их высокую душу, теплое сердце, искренний характер. Темными ночами он «созывал свои яркие мысли воедино» и начинал писать печальные рассказы о крестьянской жизни. В современной писателю печати было традицией под Новый год печатать новогодние рассказы со счастливой концовкой - наподобие того, что в убогую семью приходит добрый Дед Мороз, ласкает заплаканных деток, щедро одаривает подарками. Новогодний рассказ Афанасия Мирного «Морозко» начинается печальной драмой и заканчивается трагедией, которая берет за душу. В беспросветной тяжелой бедности жила Екатерина с сыном Пилипком. Мука уже закончилась, одолжить негде, а продать - Только и того, что полушубок шерстяной. Но если его не будет, то в чем же на работу бегать Екатерине? Грустно бедной женщине, но нечем накормить сына даже накануне праздника. Пока мать грустила, Пилипко уже надумал, как можно помочь: он пойдет к крестному отец и оттуда принесет и денег, и хлеба, и колбасы. «Вот и будет нам что есть!» - думает мальчик.
Струны мои золотые, Играйте же мне потихоньку; Пусть казак-нетяжище Позабудет бедствие. Звучат над степью волшебные звуки кобзы. Поет казак и пристально вглядывается вдаль, туда, откуда катит свои седые волны Днепр-Славута. Такие первые чувства вызывает картина Михаила Дерегуса «Рождение песни». Казацкая тематика всегда привлекала внимание художника, и она была воплощена в произведениях «Хмельницкая область», «Тарас Бульба во главе войска», «Дума о казаке Голоте» в графической серии «Украинские народные думы и исторические песни». Именно этой теме посвящена и картина «Рождение песни». События, обрисованные Михаилом Дерегусом, происходят на берегу Днепра. Печальные мысли сжимают сердце казака. Взял он кобзу, нежно перебрал пальцами звонкие струны, и зазвучала песня, в которой, наверное, соединилось все: и тоска об отчем доме, и боль за павших друзей, и ненависть к врагам матери-Украины. Сосредоточенно смотрит казак вдаль, а песня его звучит степью, ее слышит конь вороной, слышат чайки, слышат высокие казацкие могилы.
Наши предки любили украшать свое жилье: расписывали отбеленные стены и печи, ваяли ложки, ставни, рисовали иконы, плели кружево, вышивали полотенца, рубашки, наволочки. Женщины всю свою жизнь сопровождали цветами - живыми, засушенными, нарисованными, вышитыми. Большую ценность в каждом жилье имели вышитые полотенца. Ими украшали окна и дверь, так как они должны были оберегать жилье от домовых. Часто на концах таких полотенец можно было увидеть сделанные - обереги - вышитые фигурки людей, которые словно взялись за руки и не пускают злые силы. Гордостью каждой украинской семьи были полотенца для икон. Для них брали самое лучшее, тонкое красивое отбеленное полотно. Гордилась семья и вышитыми полотенцами, которыми украшали картины, зеркала, рамки с фотографиями. Смотря на эти полотенца, каждый мог оценить работу женщин.
У каждого поэта биография является одним из сильнейших источников его творчества. Так и у Платона Воронько. Человек героической судьбы, большой души и оптимизма, он всегда был в мире жизни. В своих стихах поэт часто обращается к теме Родины, родной земли. Лирический герой его поэзий высказывает мысли и чувства самого поэта, когда говорит:
Василий Андреевич Симоненко - один из ярких представителей «шестидесятников». В своих поэмах он последовательно воплощал идею неонародничества, очищая ее от вульгарных наслоений. И в университете, и позднее, когда он работал журналистом в газетах на Черкащины, Василий писал стихи. И печатать их не спешил, так как были эти произведения правдивыми, говорилось в них не о любви к партии и вождю, а о простых людях, деде, который работал всю свою жизнь, бабе Онисе, которая имела трех сыновей - и все полегли на фронте, дяде, который от голода взял что-то на колхозном поле и теперь его судят. В. Симоненко, как сотрудник областной газеты «Молодежь Черкащины», часто ездил по окружающим селам, собирал нужную информацию, которая вскоре печаталась на страницах этого периодического издания. Во время таких командировок он не мог не видеть разительного отличия между бодрыми публикациями о «счастливой и зажиточной жизни» и настоящей действительностью. Тяжелая судьба крестьянина-колхозника, в сущности, мало чем отличалась от судьбы крепостного.