Какие общественные явления осуждаются в «Думе о счастье»?
Василий Андреевич Симоненко - один из ярких представителей «шестидесятников». В своих поэмах он последовательно воплощал идею неонародничества, очищая ее от вульгарных наслоений. И в университете, и позднее, когда он работал журналистом в газетах на Черкащины, Василий писал стихи. И печатать их не спешил, так как были эти произведения правдивыми, говорилось в них не о любви к партии и вождю, а о простых людях, деде, который работал всю свою жизнь, бабе Онисе, которая имела трех сыновей - и все полегли на фронте, дяде, который от голода взял что-то на колхозном поле и теперь его судят. В. Симоненко, как сотрудник областной газеты «Молодежь Черкащины», часто ездил по окружающим селам, собирал нужную информацию, которая вскоре печаталась на страницах этого периодического издания. Во время таких командировок он не мог не видеть разительного отличия между бодрыми публикациями о «счастливой и зажиточной жизни» и настоящей действительностью. Тяжелая судьба крестьянина-колхозника, в сущности, мало чем отличалась от судьбы крепостного.
Возмущенный тенденцией к циничному раздвоению сознания, В. Симоненко написал ряд гневных стихотворений, где раскрывалась нескрываемая горькая правда («Вор», «Некролог кукурузному кочану» и прочие). Они сразу были запрещены советской цензурой. Но некоторые произведения все-таки появились в печати, хотя в исправленном редакторами виде, а именно «Дума о счастье». Сюжет ее довольно простой. После тяжелой неблагодарной работы, поздним вечером возвращается домой утомленная доярка-колхозница, оторванная работой, ради иллюзорного, «светлого будущего» от семьи, от детей. Минуты счастливой радости, когда мать обнимает своих малышей, готовит им ужин. Будто воскресли притихшие дети - топот, крик, визжание и писк. Месяц хочет, наверное, погреться - сует в оконное стекло свой бледный диск. Но поэт своевременно останавливает свой рассказ, замечая, что подобные мотивы «советского» села часто приобретали дешевое содержание и в журналистских публикациях, и в литературе «социалистического реализма»: «не жизнь тебе, а идиллия, как в плохих книжках или в кино». Поэтому лирическая тональность стихотворения изменяется саркастической:
- «Где фотографы? Где поэты? Ну, ребята, сюда скорее!
- Может снимок отрежут в газету и ужасно веселый стих».
«Дума о счастье» приобретает жанровый вид инвективы, которая для того и существует, чтобы подвергать острому осуждению безобразные общественные явления. Наверное, именно поэтому из целостного текста произведения была изъята язвительно-сатирическая строфа, в которой раскрывалось доподлинное лицо социалистического порядка: Это же такая показная ситуация: Красивая мать и трое детей, это же замечательная такая иллюстрация для подтверждения наших идей. Поэт старался быть выразительно однозначным в освещении фальшивых «наших идей», т.е. господствующих в коммунистической пропаганде лозунгов о благосостоянии трудящихся, тогда как на самом деле велось нивелирование человека в человеке. В «Думе» появляется бескомпромиссный вывод о судьбе женщины-колхозницы:
- Запрыгают веселые цифры
- в обстоятельно трудных статьях,
- и не встанет из словесных вихров
- многотрудная ее жизнь.
Поэт постоянно протестовал против подмены «многотрудной» жизни плакатными мифами, к созданию которых прикладывали также свои усилия и советские поэты - не только бесчисленные стихоплеты, а и талантливые художники, как, скажем, П. Тычина. Его бойкий стих «Песня трактористки» на много лет сформировал обезображенное большевистское представление о женщине, которую коммунистическая система бросила на несвойственную, вредную работу, посадив ее за руль трактора. Тычиновское сравнение «Дым-дымок от машин, будто девичьи года» метко раскрывало суть этой системы, указывало на обесценивание женской судьбы вопреки всем лозунгам о равноправии.
Свое честное видение такой ситуации, отличной от официальной, В. Симоненко показывает в своем стихотворении «Дума о счастье», где сразу бросается в глаза глубокое расхождение между псевдоправдой и правдой. Героиня произведения, будто крепостная, работает с утра до позднего вечера и «у доярки этой счастливой руки и ноги ночью гудят». Сейчас она счастливая, только же счастье какое трудное!
Интересы народа для В. Симоненко всегда были первостепенными. Собственно, это уже и было проявление неонародничества, как возрождение идей Т. Шевченко, П. Кулиша, Б. Гринченко и других народников, которые брали за основу формирование эстетичной концепции поэта. Его лирический герой - простая, духовно богатая личность, которой пренебрегала литература «социалистического реализма», изображая плакатных сталеваров и комбайнеров, коммунистических вождей и т.п. Героиня его произведения «Дума о счастье» Мария или Настя «будит звоном подойника село, чтобы поменьше такого счастье было», когда тяжелая, изнурительная работа уничтожает в женщине не только ее женское естество, а и даже человеческое. Пусть же она достойно несет свое естественное назначение - быть Матерью, Женщиной, Хранительницей рода.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Какие общественные явления осуждаются в «Думе о счастье»? . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: