Цикл «Скорбная мать» написан в 1918 года и имеет посвящение «Памяти моей матери». Вместе с тем важную роль сыграет в этих стихах и библейский образ Божьей Матери. Итак, образ матери возникает и как воплощение конкретной женщины-матери поэта, и как олицетворение Матери Божьей, и как символ матери-Украины. Такая символика разрешает П. Тычине подняться к широким обобщениям в изображении темы. Образ Матери Иисуса поэт изображает как символ вечных моральных ценностей, как олицетворение вселенской матери-страданицы. Это о ней обращенные слова всей земли: «Побудь, побудь с нами!» В следующих сроках поэт высказывается еще откровеннее:
Павел Григорьевич Тычина родился 27 января 1891 г. в с. Песках Козелецкого уезда на Черниговщине в семье дьяка. Учился в бурсе, со временем - Черниговской семинарии. Будучи музыкально одаренным человеком, П. Тычина пел сначала в семинарском, а позднее - городском хоре. 1913 года он переехал в Киев и поступил в Киевский коммерческий институт, подделывал в редакциях журнала «Свет» и газеты «Совет», а также помошником хормейстера в театре М. Садовского. 1918 года П. Тычина стал членом редколлегии газеты «Новый совет». Того же года в Киеве вышел первый сборник поэта «Солнечные кларнеты». 1923 года П. Тычина переехал в Харьков и был членом редколлегии журнала «Красный путь». Принадлежал к «Закалке», потом к ВАПЛИТЕ. В этот период поэт был неоднократно критикован за националистические уклоны. Лишь бы избегнуть физического уничтожения, ему пришлось постепенно приспосабливаться к идеологическим требованиям партии.
Имя выдающегося украинского поэта Павла Тычины известно каждому. Его поэмы, особенно ранняя лирика, знакомят нас с необыкновенным миром, в котором властвуют идеалы свободы и национального освобождения. И возникает перед нами романтический герой, имя которому - украинский народ, ради которого автор готов отдать все, из-за которого у него разрывается душа. Украина, родная земля, Родина… А что может быть лучше для Родины, чем свобода, чем «ручей среди рощи как ленточка». чем когда «волнуют, в мае цветущие поля»? Это и есть свобода, когда свободно дышится, когда очаровывают глаз виды, когда нет никого, кто хочет посягнуть на независимость родной земли, на ее волю. Но если кто-то это сделает, поднимутся в бой тысячи молодых и отважных, как и сам П. Тычина: «Или же моя рука дрогнет, Что иду биться без оружия?». Но сейчас Украина заброшена, обесчещена: нет ни улыбающихся людей, не слышно песен, которыми так богата украинская земля. Удивляется этому даже Мария, мать «Христоса», ведь ее сын очень любил эту землю, страдал за нее.
Павел Тычина принадлежит к самобытным, сложным и необыкновенным поэтам украинской литературы XX ст. В эпоху новых социальных преобразований молодой Тычина изображает буревые события того времени с помощью символически-планетарных образов (сборник «Плуг»). Плуг олицетворяет могущественную силу революционных преобразований. Этот плуг перепахивает землю, готовя ее к новым посевам на обновленной земле. Поэт очень верил в свободу, в революцию, в свой народ. Само понятие народа приобретает у него четкую социальную определенность и целиком реальное жизненное наполнение - это красные партизаны, которые отправляются из «площади возле церкви» на свой правый бой, это боец-революционер, который умирает в чистом поле, гордо помня, что «рубили врагов по всем фронтам», это молодой рабочий (или работница), что идет с работы «манифестацию встречать» («Рондели»). Тем не менее, со временем у поэта появляются стихи другого философского содержания и звучания. Вот именно эти стихи нам и надо будет рассмотреть, чтобы мы сумели раскрыть тему «Романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике Павла Тычины». Какие же это стихи? «Эй, ударьте в струны, кобзари», «Кто же это так над тобой насмехаться посмел?», «К кому говорит?», «Ой что в Софийском заиграли звоны…», «Скорбная мать», «Золотой гул», «Памяти тридцати» и прочие. Оказывается, их не так уже и мало у Тычины, хотя считалось, что он весь был «наполненный» советскими лозунгами.
Много художников воспевали и воспевают красоту родного края, его величие. И не каждому дано соединить дар поэта, музыканта и художника одновременно. А П. Тычине удалось, поэтому так высоко был оценен его первый сборник «Солнечные кларнеты». Поэмы из этого шедевра, как сказал Н. Бажан, соединили в себе музыку Космоса и Земли, Неба и Человека как неотъемлемой частички Вселенной. Сборнику принадлежит стихотворение «Рощи шумят». Оно живописное, преисполнено музыки. Автор увидел необыкновенную красоту в таких обычных вещах, как шум рощ, шепот трав. Закрываю глаза, и вижу замечательную картину, нарисованную зелеными, голубыми и желтыми цветами - цветами жизни, тепла, нежности. Этому произведению присуще гармоничное объединение человеческих чувств и красоты природы: