Значительный вклад в развитие современной детской и юношеской литературы вносит Анатолий Наумович Рыбаков. Участник Великой Отечественной войны, он начал свою литературную деятельность после ее окончания. В широко известных повестях «Кортик» (1948) и «Бронзовая птица» (1956), написанных в приключенческом жанре, раскрываются судьбы подростков 20-х годов. Эти повести, объединенные общими героями, представляют собой своеобразную дилогию, которая показывает формирование характеров ребят, ставших первым поколением новой страны. Стремление проследить от повести к повести процесс становления личности героя - свойство творческой манеры Анатолия Рыбакова. Оно проявляется и в трилогии о Кроше («Приключения Кроша», «Каникулы Кроша», «Неизвестный солдат»), над которой писатель работал с 1960 по 1970 год.
В повести «Саша и Шура» А. Алексин показывает шестиклассника Сашу, или Шуру, как стали называть его в Велгородске, куда он приехал в гости к деду. Писатель дает рисунок внешнего поведения мальчика, раскрывает его внутренний мир. Шура любит сопоставлять факты, раздумывать над ними, фантазировать. На страницах повести он проходит значительный не по времени, а по результатам путь формирования характера. Вначале Шура стремится уйти от определенности позиций; когда нужно сказать о себе не очень приятную правду, он предпочитает пожимать плечами, чтобы подумали, будто он «хотел сказать «да», но только поскромничал»’. Но его наивные хитрости оборачиваются против него же самого. Скрыв, что у него переэкзаменовка по русскому языку, Шура вынужден вдвое больше готовиться, чтобы репетировать друга Сашу. Постепенно растет у мальчика чувство ответственности за свои поступки; домой он возвращается «совсем другим человеком», как шутливо сказала его мать.
Много десятилетий работает в детской литературе Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев, родился в 1908 г.). Глубокая актуальность и широта эстетического диапазона характеризуют созданные им героические характеры в рассказах «На ялике», «Гвардии рядовой», «Честное слово». В рассказе «На ялике» Л. Пантелеев показывает, как шутливо и в то же время с уважением называют Матвеем Капитоновичем взрослые маленького лодочника, который сменил погибшего отца. Мальчик подражает отцу не только внешне, когда деловито покрикивает на пассажиров, но и героизмом поведения в момент авиационного налета. Худенький мальчик в отцовском картузе, «лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе», правит яликом спокойно и мужественно, вселяя уверенность во взрослых людей.
Повесть М. В. Гоголя переносит читателя в те далекие времена, когда народ вел беспрерывную борьбу за свою независимость, за счастье, за право жить свободно, воспитывать детей, выращивать хлеб. Но все мужчины считали, что именно они должны принести мир и радость в свои дома, а потому с детства приучали сыновей, судьба которых - оборонять, защищать свою землю от врагов. Так думал и старый казак Тарас Бульба, воспитывая своих сыновей. Только сила может помочь стать настоящим воином, и потому решил он, что повезет Остапа и Андрея туда, где рождаются герои, которые бьют ляхов, защищают слабого, где дорожат свободой.
О периоде Великой Отечественной войны повествует трилогия Валентины Александровны Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи». Первая книга посвящена описанию жизни подмосковных школьников в мирное время. В ней созданы интересные характеры ребят-четвероклассников. Васек Трубачев, председатель совета отряда, и его друзья, Русаков и Мазин, надолго запоминаются читателю. В. А. Осеева рассказывает не только о пионерских делах и играх (новогодний вечер; встреча с героями, пришедшими в школу; победа в военной игре; поездка на Украину), но и о повседневной жизни ребят в семье (смерть матери Васька, приезд тетки и жизнь с нею, беседы мальчика с отцом; конфликт Пети Русакова с мачехой и т. д.).