Первый сборник «Вечер». Первый сборник «Вечер» в 1912 году сделал известным имя Анны Ахматовой. Характеризуя особенность ее поэзии, Кузьмин писал в предисловии к сборнику о том, что она имеет способность «понимать любые вещи… в их непонятной связи с переживаемыми минутами». Именно обычные вещи свидетельствуют о состоянии лирической героини больше, чем длинные монологи. Ее лирическое «я» проступает через тонкость восприятия мира. Уже в ранних стихотворениях Ахматовой читатель увидел интересную особенность: ее короткие стихи похожи на целый роман, который вмещает историю отношений, сюжеты чувств и неизменяемую неразделенность чувств. Это поэзия «разлуки». Содержание жизни героинь Ахматовой — любовь во всех оттенках и проявлениях — от предчувствия любви, ожидания любви до «страсти, раскаленной добела».
Поэты «серебряного века». Ахматова принадлежала к поколению поэтов, чьи имена ассоциируются с «серебряным веком» русской поэзии. Она принадлежала к числу поэтов- акмеистов, которые старались открыть ценность обычного предметного мира, ценность слова. И она, как ее товарищи по «цеху поэтов», пришла в литературу с собственными убеждениями и талантом любить жизнь земную, а не мистическую. Ее творчество отображало этап расцвета поэзии разной. И вместе со своим поколением она погружалась в новые темы реальности — город, любовь, война.
А здесь, в глухом угаре пожара
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили вот себя…
А. Ахматова
У каждого поэта — своя трагедия. Именно она и интересна современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что целое поколение не знало своего поэта. Для многих Ахматова оставалась автором любовных стихов, волшебных, глубоких, но далеких от тревог и ужасов современной жизни. Далеко не все знали о том, какая огромная работа идет в душе поэта, какие гневные и горькие строки хранятся, прячутся в ее памяти.
Один из основателей авангардизма Гийом Аполлинер, отстаивая свободу искусства, считал, что она достигается путем синтеза разных искусств. Поэтому поэт стремился создать так называемую «визуальную лирику». Новая образность и поэтическая техника отобразилась и в его стихотворении «Зарезанная голубка и фонтан». Уже самое название содержит образы-аллегории. Голубь — это символ мира. Но здесь зарезанная голубка. Сразу понятна мысль: возражение мира, разрушение мира. Но почему фонтан? Фонтан — это символ неоднозначный. Вода — символ жизни, а фонтан — это множество воды, буревой поток, шумливый, стихийный. В стихотворении «и фонтан рыдает со мной» — метафора, которая подчеркивает глубину отчаяния лирического героя: это будто сама жизнь рыдает за теми, кого забрала война.
Гийом Аполлинер - полуполяк и полуитальянец, - стал одним из ярчайших поэтов Франции. Он был теоретиком сюрреалистического направления в литературе, и этот термин принадлежит именно ему и означает «сверхреализм». Он призвал поэтов быть проводниками общества и идти впереди этого общества. Поэт, считал Аполлинер, должен бороться со старыми поэтическими штампами, создавать неожиданное, экспериментировать. Как теоретик литературы, он написал книжку «Новое сознание и поэты» (1918). «Сверхреализм» поэзии Аполлинера оказывается в сюжетах, образах, самом построении стихов. Через здоровые образы он стремится раскрыть внутренний мир, чувство. Эти образы будто нанизываются друг на друга, все, что видит поэт, подчиняется его внутреннему ритму, а реальность становится совсем другой, «новой реальностью», или «сверхреализмом».