Одной из особенностей багряновских текстов является образ героя, который по обыкновению является центральным персонажем данного произведения. Пренебрежение национальной революции, уничтожение творческой элиты революционного поколения, поражение Повстанческой армии во Второй мировой войне ставит Багряного перед проблемой «неисторичности» своей нации, ее управляемости обстоятельствами. Автор подчеркивает, что историю создают особые люди вместе со своим народом — выходцы из масс, развитые, образованные, лучшие его представители, которые через всестороннее интеллектуальное, национальное, физическое самосовершенствование являются творцами идей (от политических до религиозных).
Жизнь И. Багряный при условиях тоталитарной советской власти вынужден эмигрировать. (Иван Багряный — писатель, который вынужден был эмигрировать за границу, поскольку ощутил на себе все бремя репрессий и притеснений, преследовался НКВС. Преследовался за то, что протестовал против подневольного положения украинского народа и украинских писателей. Трижды писателя арестовывали, он отбыл три года заключения в лагере Бамлаг (Байкало-Амурский лагерь), а в 1944 году выезжает за границу. Писатель был членом литературной организации «Плуг», входил в организацию МАРС (Мастерская революционного слова), дружил с М. Волновым, Г. Кулишем, Остапом Вишней, М. Яковым. Выступал с резкой критикой развития послереволюционной действительности.
Роман И. Багряного «Тигроловы». (Роман написан в 1944 году, в основe положены автобиографические события: отбытие ссылки на Дальнем Востоке, Григорий Многогрешный имеет много багряновских черт характера. Дальний Восток — это место ссылки всех инакомыслящих и преследуемых. Это место, куда выселяли раскулаченных крестьян. Семья Серков — семья украинских переселенцев. Серы — потомки запорожских казаков, которые старались создать там собственное государство для переселенцев из Украины. Серы — настоящие хозяева, носители культуры наших далеких предков.
Поэма «Реквием» впервые была записана на бумаге в 1962 году, хотя сочинена была еще до 1940 года. Ахматова упоминала, что до этого времени наизусть знали поэму лишь одиннадцать друзей и ни один не предал ее. Это еще и потому, что в тех стихах была правда о страданиях целого народа под пятой тоталитаризма. Эпиграф был датирован 1961 годом:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Все времена имеют своих летописцев. Хорошо, если их много - тогда у читателей их произведений возникает возможность взглянуть на события с разных сторон. А еще лучше, когда эти летописцы (пусть они даже не носят это название, а считаются поэтами, прозаиками или драматургами) имеют великий талант, способен передать не только фактографию, а внутренние пласты того, что происходит: философский, этический, психологический, эмоциональный и т.п. Именно таким поэтом - летописцем была Анна Ахматова. Не легкой была ее жизнь. На судьбу “музы плача” выпала революция и гражданская война, репрессии сталинских времен и потеря мужа (которого расстреляли), голод, замалчивание, попытки дискредитации ее как поэта. Но она не сдалась, не убежала, не эмигрировала, а продолжала оставаться со своим народом.