Природа - это колыбель человеческой цивилизации. Всегда она давала человеку материальное благосостояние и наслаждение от общения с ней. И при заботливом к себе отношении благодарила стократ. Еще Г. Сковорода призвал жить в гармонии с природой. Но природа для слабых духом, неумелых и неопытных может быть жестокой, даже губительной. В романе И. Багряного «Тигроловы» пейзажам уделено много внимания. В основном - это описание дальневосточной тайги, и начинается оно с полуюмористической легенды о том, как Господь создал этот удивительный край: «Итак, как создавал наш Бог мир, то шел он с направления восточного и расселял по земле, где что надо по плану. Как тот сеяльщик, нес он в мешке всякой твари и всякого семени…и растыкал по земле, где что приходилось. И пришел он аж в тот край, что никто и знает, где он. И остановился он на хребте и видит - земля уже кончилась, а у него в мешке еще много всего есть! Смотрел, смотрел Бог. Возвращаться далеко… Так он взял да и высыпал прочь из мешка все здесь.
Приключенческий роман.Уже само название жанра вызывает заинтересованность читателя, особенно молодого. Приключения - это всегда романтика, мечта. Недаром сам автор, попав в довольно затруднительное положение (арест, следствие, высылка на Дальний Восток), писал: «Охотское море. Тайга. Тундра. Звероловство. Было там поселение давно осевших наших людей из Украины. Все это, сказать искренне, было мне даже интересно». Вообще приключенческий жанр в литературе представлен не очень широко и почти не знаком ученикам, так как школьная программа практически не предусматривает его изучения. Наверное, это дань традиции советских времен - знакомить молодежь лишь с «серьезными», «идеологически выверенными» произведениями, а не с приключенческой литературой или фантастикой.
Тодось Осьмачко - довольно оригинальный писатель поры Расстрелянного Возрождения. Его удивительная судьба поражает современного читателя. Блестящая литературная карьера… Аресты… Допросы… Психический надлом… Сумасшествие… Эмиграция… Скитания… Гонимый черным демоном страха, Осьмачко не знал покоя ни днем, ни ночью. По моему мнению, это нетипичное психическое состояние автора оказывало содействие созданию повести «Старший боярин». Читая повесть Осьмачко, иногда не понимаешь, где искать грань между реальным и мифическим. А есть ли она вообще в «Старшем боярине»? Читателю следует «включить» все механизмы своего воображения, чтобы постичь мир художественных образов Осьмачко. Герои повести будто разделены на два лагеря. В первом, представленным Маркулой Пузанем и Харлампием Пронем, сосредоточены люди с нечистой совестью, которые стремятся разрушить «крестьянский рай», а потому автор воспринимает их как нечистую силу, так как предавать родной народ, по мнению Осьмачко - это все расно, что продавать душу черту. Другие же герои - Гордой, Варка, отец Дьяковский, Аграфена Ко-рецкая, члены «Первого куреня свободных украинцев» - исповедуют такие моральные ценности, как добро, правда, справедливость, милосердие. Все они интуитивно стремятся быть равными, а потому отрицательно относятся к любой власти. Но вместе с тем Осьмачко утверждает, что, несмотря на идейно-политические обстоятельства, украинец всегда тянется к прекрасному. Поэтому автор вместе со своими героями любуется звуками украинской песни, рождением рассвета, золотым сиянием солнца, которое излучает животворную чистую энергию.
Он принадлежит к поколению поэтов, которых называют шестдесятниками. В самом деле, в начале 60-х годов вслед за Дмитрием Павлычко и Линой Костенко послышался и его голос в слаженном хоре Ивана Драча, Василия Симоненко, Николая Винграновского, Виталия Коротича, Ирины Жиленко, других молодых и упорных, которые становились сеяльщиками на ниве изящной словесности. С того времени прошло уже много лет. Сегодня Борис Ильич Олейник знаменит и любим многими нашими соотечественниками, поэт, известный политический и общественный деятель, настоящий патриот Украины, который проникается важнейшими проблемами жизни нашей молодой независимой страны. Человек честный, чрезвычайно принципиальный, Борис Олейник всю жизнь придерживался железного правила, которое завещал ему отец: не спекулировать на доброте государства и человеческом сочувствии.
Много поколений украинцев в детстве свою радость обнаруживали с помощью солнечных строк Александра Олеся: «А уже красное солнышко припекло, припекло, яснооткрытое золото разлило, разлило. На улице струи воркочут, воркочут. Журавли курлыкают, и летят, летят». Журавль испокон века в Украине был чуть ли не священным, нетронутым. Ведь курлыканье журавлиное извещало о наступлении в мире весны, зеленой благодати. В своей поэме-сказке «Крыло» Борис Олейник оригинально раскрывает тему отношений между человеком и природой, между человеком и его высокой мечтой, духовным здоровьем и ограниченностью, вырождением отдельных посетителей на земле. Углубившись в содержание поэмы, проникаешь в духовный мир персонажей с чистой совестью, а также видишь низость и обмельчание тех, кто посягнул на светлую человеческую мечту и ожидание.