Жанр приключенческого романа в интерпретации И. Багряного
Приключенческий роман. Уже само название жанра вызывает заинтересованность читателя, особенно молодого. Приключения - это всегда романтика, мечта. Недаром сам автор, попав в довольно затруднительное положение (арест, следствие, высылка на Дальний Восток), писал: «Охотское море. Тайга. Тундра. Звероловство. Было там поселение давно осевших наших людей из Украины. Все это, сказать искренне, было мне даже интересно». Вообще приключенческий жанр в литературе представлен не очень широко и почти не знаком ученикам, так как школьная программа практически не предусматривает его изучения. Наверное, это дань традиции советских времен - знакомить молодежь лишь с «серьезными», «идеологически выверенными» произведениями, а не с приключенческой литературой или фантастикой.
Особенностью же романа И. Багряного «Тигроловы» есть то, что он соединил в себе очень серьезные, глубокие проблемы с романтикой приключений. Приключения, в свою очередь, изображены разные по своим весу и значимости: серьезные: бегство главного героя из эшелона смерти и борьба за выживание в дикой таежной глуши, смешные: (наблюдение за лесными жителями - козой с козленком, гадюкой) и «чувственные» (Григорий случайно подсмотрел, как купается Наталка, и мучается, не заметила ли она его и не обиделась ли). Соответственно законам жанра в романе должно быть большое количество действующих лиц, несколько сюжетных линий, жизнь героев изображена на протяжении значительного отрезка времени. У И. Багряного этого нет, и с этой точки зрения, «Тигроловы» быстрее должны были бы быть повестью. Но масштабы проблем, их широта и глубина (Украина бывшая - Демьян Многогрешный, первые поселенцы - Украина 30-х годов ХХ века; Украина, задавленная сталинским террором, и Украина лесная, идиллическая, ГУЛАГ, заробитчане) дают основание считать произведение романом.
Характер главного героя Григория Многогрешного уже в начале подается целостным, сформированным. Но и он развивается, как и надлежит характеру положительного героя приключенческого произведения, по линии благородства. Юноша убегает из эшелона смерти - и у сотен других арестантов поднимается дух, появляется надежда хотя бы не на спасение, так на месть своим мучителям. Блуждает в глуши в поисках спасения и безопасного места - и спасает девушку-охотника от обозленной медведицы, хотя сам был на грани смерти от физического истощения. Пользуется гостеприимностью Сирков - и становится им за сына и брата, партнера в охоте. Влюбляется в Наталку, страдает, но скрывает свои чувства, чтобы не подвергать девушку опасности, и дает ей наконец овеянное мечтой счастье взаимной любви.
Роман заканчивается счастливо, так как зачем же тогда все эти приключения? Но читатель не только с замиранием сердца следит за перипетиями сюжета, приключениями героя, а и узнает многое из истории, географии, ботаники, зоологии, украиноведения и политики тоталитарного режима. Поэтому произведение выходит за пределы приключенческого романа и имеет большой познавательный и воспитательный потенциал.
Несмотря на то, что роман «Тигроловы» был фактически первой попыткой пера И. Багряного как прозаика и имел определенные недостатки (растянутость описаний, увлечение деталями охотничьего дела, декларативность, многословие), он имел и имеет большой успех у читателей, который свидетельствует о незаурядном художественном мастерстве автора.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Жанр приключенческого романа в интерпретации И. Багряного . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: