Среди вдохновенных певцов красоты нашей дорогой Украины неугасимым сиянием полыхает имя талантливого поэта XX столетия Владимира Сосюры. Мягкий лирик, он поднимался к высотам подвижницкого самопожертвования ради блага родного края. Образ Отчизны неизменно окрылял его фантазию и воображение, подталкивал на создание поэзии, пронизанной пылкой сыновьей любовью к Украине. Вся она воспринимается как откровение настоящего патриота и гражданина, вселяют веру в достойное будущее своей Родины. Свежестью, светлой радостью, весенними надеждами веет от поэмы Сосюры «Соловьиные дали». Художник счастлив, что живет в одном ритме с народом, служит ему искренним словом и честным делом. Его сердце бьется в груди «молодо и звонко», и поэт радостно извещает всех:
Что такое чудо? Во все возрасты человек жаждет одного: чуда. Кто ищет его и находит, кто, наоборот, уничтожает чудо, а более всего таких людей, которые «создают его в мучениях и любви» у имени красоты, высокой духовности, у имени земли своей и памяти. Древнее слово это означает «светить», а у славян «чудо» - это то, что поражает: чудо необыкновенное, красота, «неповторимость … повторяемого». Именно о художественном произведении нашей давности - Софии Киевской - и о судьбе его, и месте в нашей духовности идет речь в романе П. Загребельного «Чудо». София Киевская! Ты не только вознеслась, как «розовое каменное чудо» своим убранством, великолепием и красками над миром, ты стала Хранительницей нашего народа, его сердцем и душой, его честью и совестью, его символом духовного достояния - такой лейтмотив произведения. Большое государство требовало «большого огорода» и большого храма. Киевская Русь к тому времени окрепшая, на престоле был князь Ярослав Мудрый, который продолжал политику своего отца Владимира - объединить и укрепить Русь, создать могущественное государство в Европе.
И. Драч - один из наиболее современных по звучанию украинских поэтов. В литературу пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем заговорила критика. Это была в самом деле новая поэзия с новой поэтикой. Поэт стремился к эстетичному постижению достижений человечества, их синтеза с давнейшими источниками, с художественными достояниями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический способ мышления, стиль, который не всем удается постичь. Все его творчество пронимают солнцепоклоннические мотивы, начиная от первого сборника «Подсолнечник» до прочернобыльского «Храм солнца». Он идет от народной космологии, что солнце - наш отец, который дает жизнь всему. Уже первый сборник дал основания говорить, что он по новаторски изображает жизнь людей: в подсолнечнике были руки и ноги, было тело шершавое и зеленое, он бегал взапуски с ветром, он прыгал на одной ноге, чтобы вылить из уха воду. И вдруг увидел солнце, красивое, загорелое солнце. В золотых переливах кудрей. Поэзия, солнце мое оранжевое! Ежесекундно какой-либо мальчишка откроет тебя для себя, Чтобы стать навеки подсолнечником. («Баллада о подсолнечнике») И фольклорным балладам было присуще подобное перевоплощение девушки в тополь, вербу, калину, казака - у явора, а в этой балладе чудо произошло с мальчиком-подсолнечником. Поэт утверждает мысль, что солнце - символ красоты искусства, народной веры в неувядаемую его силу. Поэтизацию солнца мы видим и в «Этюде о хлебе». «Хлеб - как солнце», - говорит народ. Произведение хозяйки дома, он, как солнце, основа жизни человека. Поэт прибегает к персонификации: «На хмеле замешанный, выдует грудь». Сколько уважения и гордости за свою работу у земледельца да и у поэта, так как он крестьянский сын.
Быть человеком - значит страдать, Быть украинцем - страдать стократ. Г. Руденко. Двадцать шестого апреля 1996 года прошло первое десятилетие со дня ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Зарастают деревьями, травой озаренные села. Постепенно разрушаются покинутые дома, излучая сотни микрорентген. Чернобыльский реквием не смолкает над Украиной: за десять лет уже умерли от радиации тысячи людей, много детей, женщин, мужчин пораженные разными болезнями. «Было Полесье, - пишет В. Кордун, - и больше нет, снеслось с чернобыльским взрывом в расплавленное небо». Чернобыльская трагедия превратила апокалипсические картины начала атомных пор на страшную реальность. Осмыслить ее старается И. Драч в поэме «Чернобыльская мадонна». О работе над этим произведением автор писал так: Тяжело пишу, с болью размышляю. Словами горькими наполняю лист…
Василий Стус по праву считается одним из известнейших украинских поэтов двадцатого столетия. Он пришел в литературу в конце 50-х - начале 60-х годов, когда изменения в жизни страны, связанные с изобличением культа лица Сталина, привели к взрывным изменениям в искусстве, литературе и, прежде всего, - в поэзии как роде литературы. Василий Стус - поэт лирического слога, у него почти нет сюжетных произведений. Характерная для Стуса метаморфозность образного мышления немного непривычна для лирической поэзии, поэтому произведения его воспринимаются иногда тяжело. Детство Василия Стуса пришлось на годы войны. Когда она закончилась, мальчику было семь лет. И хотя писать Василий начал рано, в первых стихах за границы детских впечатлений, юношеской любви не выходил. Года юности - года надежд и поисков себя, мечтаний о счастливом будущем.