Барон понимает: власть без денег также ничтожна. В своем «феодальном вертепе» он господин, у него есть реальная власть над землями и крестьянами. Это дает ему пусть неполную, но все же гораздо более ощутимую самостоятельность, чем дворянам, ищущим покровительства при дворе. Но властолюбие Барона не удовлетворено: Филипп мечтает об абсолютной свободе. По рыцарским представлениям, она достигается безграничной властью. То, что не довершил меч, должно сделать золото. Деньги, таким образом, становятся и средством защиты независимости, и путем к неограниченной власти. С их помощью Барон пытается утвердить идею беспредельной власти, которая превратилась в фанатическую страсть и придала фигуре Барона мощь и величие. Она рождена веком расцвета рыцарства.
Лихорадочные поиски денег и легли в основу драматического действия «Скупого рыцаря». Обращение Альбера к ростовщику, а затем к Герцогу - два поступка, определяющие ход трагедии. И не случайно, конечно, что именно Альбер, для которого деньги стали идеей-страстью, ведет действие трагедии. В отличие от Альбера Барон ничего не предпринимает для расширения и углубления трагедии. Упорный отказ сыну в деньгах лишь намечает коллизию, но не доводит ее до прямого конфликта. Это не означает, что Барон равнодушен к окружающему и непричастен к событиям. Напротив, он весьма пристрастен ко всему происходящему вокруг и сам вызывает к себе вполне определенное и разное отношение- то ненависти (со стороны сына), то уважения (со стороны Герцога). Но не поступками Барона, который только по принуждению выбирается из своего склепа и в игпосредственном развитии конфликта выступает лицом пассивным, движется трагедия. Ее действие ведет Альбер.
Действие трагедии «Скупой рыцарь» происходит в эпоху позднего феодализма. Средневековье в литературе изображалось по-разному. Писатели часто придавали этой эпохе суровый колорит строгого аскетизма и мрачной религиозности. Такова средневековая Испания в «Каменном госте» Пушкина. Согласно другим условно-литературным представлениям, средневековье - мир рыцарских турниров, трогательной патриархальности, поклонения даме сердца. Рыцари наделялись чувствами чести, благородства, независимости, они вступались за слабых и обиженных. В «Заметках о русском дворянстве», относящимся, кстати, к 1830 году, Пушкин писал: «Нужно ли для дворянства приуготовительное воспитание нужно. Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще)». Это представление о рыцарском кодексе чести - необходимое условие правильного понимания трагедии «Скупой рыцарь».
Художественный лаконизм, отмеченный Пушкиным в определении жанра, достигается и тем, что во всех пьесах заметно ослаблена роль внешних конфликтов и повышено значение внутренних. Смысл пушкинских трагедий проступает через противоборство позиций, убеждений, характеров, от которых и зависят те или иные поступки персонажей. Благодаря такой организации драматического конфликта герои как бы зеркально отражаются друг в друге и дополняют друг друга. Так, Моцарт по своему мирочувст-вию противоположен Сальери, но без Сальери он не полон. У них много общего: они причастны к гармонии и умеют наслаждаться ею, знают муки творчества, искренно любят искусство. Конфликты пушкинских пьес разворачиваются на вполне определенном историческом фоне.
Осенью 1825 годаПушкин закончил трагедию «Борис Годунов», а в 1826 году у него, по свидетельствам современников, возник замысел новых драматических сочинений. Их список помещен на обороте листка со стихотворением «Под небом голубым…» (1826) и включает десять названий, в том числе трех будущих пьес из «маленьких трагедий». Не назван только «Пир во время чумы». О том, как вызревал и изменялся пушкинский замысел, нам почти ничего не известно. Несомненно, однако, что напряженная трагедийность задуманных произведений созвучна тогдашнему настроению Пушкина.