14 июля 1743 года у Романа Державина родился слабенький мальчик. Чтобы спасти сына, родители решили, по народному обычаю, обмазывать его тестом и держать в теплой печи, «дабы получил он сколько-нибудь живности». Из первого испытания Гаврила Державин вышел с честью - он вырос крепким и здоровым. Родители жили так бедно, что не могли нанять мальчику учителя, а мать, полуграмотная женщина, и вечно занятый службой отец обучать сына не могли. Грамоте его начал учить дьячок сельской церкви. Затем дьячка сменил ссыльный немец Розе. Математикой занимались с мальчиком сослуживцы отца. В одиннадцать лет Державин остался сиротой - умер отец. Жить было не на что, нечем было заплатить даже долги отца.
Когда оно написано? Против кого направлено, какова история его создания и публикации? Ода «Вельможа» была написана в 1794 году. Ее написанию предшествовали важные в жизни Державина события. В декабре 1791 года его поощрила по службе русская императрица Екатерина II и назначила своим кабинет-секретарем. Приближая к себе известного поэта, Екатерина II надеялась, что в благодарность за милость он станет прославлять ее своими стихами. Державин же рассматривал это назначение совершенно иначе. Он был не только поэтом, но всю жизнь служил, занимая разные должности в государственном аппарате. У него сложилось свое понимание общественных обязанностей человека. Державин не был радикальным мыслителем, не был просветителем - он считал законным крепостное право и был сторонником монархии в России.
Гаврила Романович Державин умер в 1816 году. Последние полтора десятка лет жизни были годами его триумфа. Великий поэт XVIII века именно в новом столетии добился наибольших художественных успехов. Он работал много и вдохновенно - в журналах постоянно появлялись его новые блистательные стихотворения, в том числе такие шедевры, как «Снигирь», «Лебедь», «Цыганская пляска», «Евгению. Жизнь Званская». Державин открыл в поэзии новый мир - истинно русскую жизнь, русскую природу, русского человека. Он вооружал поэтов опытом художественного изображения окружающей их действительности, помогал обнаруживать поэтическое в обыкновенном, прекрасное в повседневной и будничной жизни человека.
Восьмого сентября 1790 года в Санкт-Петербургское губернское правление был доставлен секретный арестант Петропавловской крепости Александр Радищев. Здесь больному узнику объявили указ о замене ранее вынесенного смертного приговора ссылкой в далекий сибирский острог Илимск «на десятилетнее безысходное пребывание». Вечером того же дня он узнал, что его немедленно отправляют «за крепчайшею стражей» в Новгород. Оттуда через Москву, Казань, Иркутск - к месту ссылки. Радищева вывели из губернского правления. У подъезда ждала кибитка, на которой предстояло совершить путешествие по принуждению. Чиновники спешили исполнить приказ императрицы. Они не позволили ссыльному проститься с родными, не дали возможности собраться в дальний путь, запастись теплой одеждой. Радищева отправляли в легком платье, в каком он был арестован 30 июня 1790 года, А тут неожиданно ударили ранние сентябрьские заморозки. Кто-то из стражи, сообразив, что легко одетый и больной арестант не доедет и до Новгорода, снял с плеч сторожа губернского правления тулуп и отдал его Радищеву.
Фонвизин в пьесе «Недоросль» воплотил только свое представление о «честных людях», какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение. Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона. Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать. Тем не менее, очевидно в силу присущей им дидактико-моралистической тенденции, положительным персонажам «Недоросля» все же недостает жизненной убедительности и художественной полноты. Это зависело от того, что сама окружающая действительность еще не давала материала для полноценных образов-типов.