А. С. ПУШКИН О ГРИБОЕДОВЕ. Я познакомился с Грибоедовым в 1818 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества,- все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан… Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где провел восемь лет в уединенных неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни.
Драма и комедия как один из родов художественной литературы существенно отличается от эпоса и лирики уже тем, что предназначены, прежде всего, для исполнения на сцене. Содержание ее составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговора двух или нескольких персонажей) и монолога (речи, рассказа, раскрытия мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками - авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии и поведении героев, их мимике и жестах.
Вы начали читать художественное произведение (комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума») и сразу же многочисленные, пока еще незнакомые персонажи обступают вас. Этот мир известен нам лишь по книгам, рассказам старых людей, кинофильмам. Как ближе познакомиться с героями художественного произведения? Как понять и оценить их мысли, чувства, поступки? Как не упустить важные, существенные детали?.. Уже говорилось: необходимо неспешное, углубленное чтение-размышление. Нужна и запись: комментирование сюжетных положений, действий, поступков, высказываний персонажей. Пример такого комментирования - в главе «Читаем первое действие» (комедии «Горе от ума»), где осуществлена запись так называемого целевого наблюдения - последовательного знакомства с действующими лицами комедии (разумеется, в их связях друг с другом).
Как вам известно, эпитет — это художественное определение, которое обозначает индивидуальные качества предмета и вызывает в нашем воображении картину, образ этого предмета. Вместе с тем для эпитета характерна не только изобразительность, но и эмоциональность, потому что в нем выражены отношения, чувства автора к предмету. Примеры из Пушкина:
волненье жизни бурной;
голос милый; сладкий шум;
печальный закат
эпитеты бурной, милый, сладкий, печальный не только характеризуют соответствующие предметы, но и дают их эмоциональную оценку.
«Азбуку» - книгу, по которой получали бы первые представления о жизни и нравственные понятия все дети, от царских до «мужицких». В первом издании «Азбука» вышла в 1872 году и состояла из нескольких книг. Но писатель не был удовлетворен своим трудом и решил его усовершенствовать. «Эта азбука,- писал Толстой, может дать работы на 100 лет. Для нее нужно знание греческой, индийской, арабской литературы, нужны все естественные науки, астрономия, физика и работа над языком ужасная - надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Переработанное второе издание состояло из «Новой азбуки» и четырех книг для чтения, в которых были помещены короткие рассказы, написанные Толстым специально для детей