После окончания «Войны и мира» Л. Н. Толстой продолжает интересоваться историей декабристов, затем, увлекаясь событиями начала XVIII века, думает писать исторический роман об эпохе Петра I. И вот во время обдумывания различных творческих планов возникает перед взором писателя образ его будущей героини. «Это было так же, как теперь,- передает рассказ Л. Н. Толстого мемуарист Истомин,- после обеда я лежал один на этом диване и курил. Задумался ли я очень или боролся с дремотой, не знаю, но только вдруг передо мною промелькнул обнаженный женский локоть изящной аристократической руки Я невольно начал вглядываться в видение. Появилось плечо, шея, и наконец, целый образ красивой женщины в бальном костюме, как бы просительно вглядывавшейся в меня грустными глазами. Видение исчезло, но я уже не мог освободиться от его впечатления, оно преследовало меня и дни. и ночи, и, чтобы избавиться от него, я должен был искать ем> воплощения»
Наташа появляется в романе 13-летней девочкой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая… с… сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных “панталончиках и открытых башмачках…» Читатель видит, как она взрослеет, стремится к счастью, выходит замуж, становится матерью. Наташе не свойственны раздумья о смысле бытия, как Андрею Болконскому или Пьеру Безухову; ей чужды идеалы самоотречения. Главную роль для нее играют чувства. В юности Наташа покоряет своей поэтичностью и музыкальностью. Ее волнует красота природы в летнюю ночь в Отрадном. Она прекрасно поет и танцует. Ей по душе народное искусство, русские народные обычаи, ..нравы простых людей. Она с удовольствием слушает игру на гитаре, пение дядюшки, который «пел так, как поет народ»; всей душой отдается русской пляске, обнаруживая неожиданно для всех чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке.
Много страниц в романе «Война и мир» посвящено дворянской семье Ростовых. Двери большого, всей Москве известного дома графини Ростовой на Поварской были широко открыты «для званых и незваных». Редко кто умел так, «на широкую руку, хлебосольно устроить пир», «редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира», как это делал Илья Андреевич Ростов. В семье Ростовых любят балы, обеды, музыку, много поют, прекрасно танцуют. Духовная жизнь этой семьи протекает прежде всего в сфере чувств.
Особое место среди художественных персонажей романа «Война и мир» занимает образПлатона Каратаева, солдата Апшеронского полка. Общительный маленький человек с певучим голосом для всех находил ласковое слово, помогающее людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее. «- Э, соколик, не тужи», - говорил он Пьеру при первой встрече в бараке для военнопленных. «…Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить», - продолжал Платон.
Накануне Бородинского сражения князь Андрей полон твердой уверенности в том, что русские обязательно выиграют предстоящую битву. «И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху,- говорил он Пьеру,- мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» В бою князь Андрей был тяжело ранен. После операции, в госпитале его вместе с другими ранеными эвакуировали из Москвы. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, Андрей Болконский перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. Ему кажется, что смысл жизни и путь к истине, которые занимали его всю жизнь, указаны в учении Христа. Жизнь и смерть долго боролись в князе Андрее. Когда во время остановки в Мытищах Наташа пришла к нему и на коленях просила у него прощение, любовь к ней вспыхнула в нем с новой силой, озарив его последние дни. Близкие Андрею люди сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, для которого стремление к деятельности на благо людям было делом чести.