Одним из ярких имен в славной плеяде гражданственно-революционных романтиков является Джордж Ноэль Гордон Байрон, которого Пушкин назвал «гением, властителем дум», а Белинский - «необъятным, колоссальным поэтом»: «Байрон - это Прометей нашего века, прикованный к скале, терзаемый коршуном…». Годы жизни его совпали с эпохой, порожденной Великой Французской революцией, временем наполеоновских: войн, борьбой народов за национальную независимость в странах Европы и в России, промышленным кризисом и движением луддитов в Англии. Это было время, когда на всех языках звучало слово «свобода». Оно поднимало на борьбу испанцев, поляков, португальцев, албанцев, ирландцев, итальянских карбонариев, русских крестьян и дворян-интеллигентов, позднее названных декабристами. Творчество Байрона отразило и светлые надежды освободительной борьбы, и уныние, вызванное свирепым гнетом «Священного союза» монархов.
Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльда Гарольда» замечательна тем, что в ней освещаются самые актуальные общественные проблемы начала XIX в.- борьба народов с тиранией, их стремление к национальной независимости. Новаторскому содержанию соответствует оригинальная форма произведения: это лиро-эпическая поэма, в которой описание душевных эмоций достигает совершенства, и вместе с тем это резкая политическая сатира; это повесть , о жизни лондонского денди и одновременно путевой дневник автора. Созданная между 1809-1817 годами поэма состоит из четырех песен и отражает различные периоды жизни Байрона. Целостность ее достигается не столько присутствием главного героя, который в последней песне совсем уходит в тень, сколько тем, что все песни - плод ‘ярких впечатлений, мятежных дум, изменчивых настроений, душевных переживаний, предчувствий, воспоминаний самого поэта, его смелых оценок, событий, свидетелем которых он был.
Бальзак работает по 12-14 часов в сутки и постепенно замысел, который казался ему фантастическим, приобретает реальные очертания. «Девяносто шесть связанных между собой произведений (из ста двадцати задуманных), более двух тысяч персонажей, широчайший охват действительности - таков размах этого беспримерного по масштабам литературного труда» . Создавая «Человеческую комедию», романист следовал принципу цикличности. Многие его герои переходили из одного произведения в другое: это адвокат Дервиль, доктор Бьяншон, Эжен де Растиньяк, каторжник Вотрен, поэт Люсьен де Рюбампре, члены семьи графа де Ресто, банкира Нусинжена и др. В одних романах они предстают как главные герои, в других - как второстепенные, в третьих - проходят стороной, то прячась в тень, то вновь освещаясь ярким светом. Писатель изображает эволюцию их характеров в разном возрасте, в разных обстоятельствах, в дни горьких разочарований и в минуты торжества.
Бальзак родился в Туре 20 мая 1799 года, умер в Париже в 1850 году. Он был свидетелем возвышения и падения Наполеона, возвращения к власти династии Бурбонов, событий революции 1830 года; он жил в век, когда аристократия и буржуазия пришли к компромиссу и живые журдены не казались смешными и легко достигали желаемого. Родословная семьи Бальзаков типична для многих французских буржуа среднего достатка. Дед писателя был крестьянином из деревушки Нугарие и носил фамилию Бальса. Отец приобрел состояние в период Великое французской революции (1789-1794 гг.), спекулируя землей бежавших дворян, то есть оказался человеком типичной буржуазной хватки. Говорили, что он совмещал. в себе отвагу римлянина, терпение галла и физическую силу гота. И подписываться он стал Франсуа де Бальзак. Не удивительно что превыше всего в его семье ценились деньги и положение в обществе.
Люди интересны Гобсеку в той степени, в какой они соответствуют его представлениям об истинном в жизни. А истинным для него является только золото, ибо в нем сосредоточены все силы человечества», то же золото превращает старика Гобсека в раба, а накопительство разрушает его душу. Он владел миллионами, а торговался из-за нескольких су. На завтрак он довольствовался кружкой молока, обед ему приносила служанка из ресторанчика напротив. Не желая тратиться на извозчика, он успевал в день обойти пол-Парижа, самолично считывая векселя. Однажды в откровенной беседе с Дервилем Гобсек признался, что таких, как он, в Париже человек десять. Эти «тихонькие, никому не ведомые» люди владеют миллионами, грудами золота и драгоценностей. Они образуют своего рода союз. Встречаясь в определенные дни в кафе «Фемида», беседуют, открывают друг другу финансовые тайны.