Что имеет в виду Дервиль, называя ростовщика человеком «самой безукоризненной честности?»
Люди интересны Гобсеку в той степени, в какой они соответствуют его представлениям об истинном в жизни. А истинным для него является только золото, ибо в нем сосредоточены все силы человечества», то же золото превращает старика Гобсека в раба, а накопительство разрушает его душу. Он владел миллионами, а торговался из-за нескольких су. На завтрак он довольствовался кружкой молока, обед ему приносила служанка из ресторанчика напротив. Не желая тратиться на извозчика, он успевал в день обойти пол-Парижа, самолично считывая векселя. Однажды в откровенной беседе с Дервилем Гобсек признался, что таких, как он, в Париже человек десять. Эти «тихонькие, никому не ведомые» люди владеют миллионами, грудами золота и драгоценностей. Они образуют своего рода союз. Встречаясь в определенные дни в кафе «Фемида», беседуют, открывают друг другу финансовые тайны.
Они владеют секретами всех видных семейств. У них существует нечто вроде «черной книги», куда заносятся сведения о государственных кредитах, торговле. Так сказать, трибунал священной инквизиции. Не менее страшного хищника, также порожденного буржуазной действительностью, показал Бальзак в аристократе Максиме де Трае, одержимом страстью расточительства. Это шулер, спекулирующий собственным обаянием, существо безнравственное, растленное, беспощадное, «бретер, больше испачканный грязью, чем запятнанный кровью, человек, которого могут терзать заботы, но не угрызения совести, которого ощущения занимают больше, чем мысли, по виду душа страстная и пылкая, а внутри холодная, как лед».
Называя его «блестящим соединительным звеном между обитателями каторги и людьми высшего света», Бальзак намекает на преступную жизнь этого светского льва и на то, что в свете немало людей, достойных каторги. Это «странствующий рыцарь» буржуазной эпохи, добывающий деньги не трудом и не умом, а умением подчинять себе обитательниц салонов, будуаров и гостиных, а также «достойным образом красть миллионы, продавать родину»! Характеристика Максима де Трая - выражение крайнего презрения автора к людям, подобным де Траю. Рядом с именем Максима де Трая в парижском свете долгое время называли имя графини Анастези де Ресто. Парижский свет после Реставрации представлял собою пестрое общество потомственных аристократов и новоявленной знати - крупнейших буржуазных воротил, покупающих право стать рядом с представителями «голубой крови» ценою золота и брачных союзов.
Анастези - дочь разбогатевшего вермишелыцика, воспитанная беспредельно любящим отцом, и, благодаря богатому приданому и красоте, поднявшаяся на «парижские небеса». Став графиней, она и ее сестра баронесса Нусинжен стыдились отца-буржуа и, обобрав его до последнего су, отвернулись от бедняги, не посетив его даже на смертном одре. Во имя любовника графиня разоряет своих детей, опускается до тайного заклада фамильных драгоценностей мужа, что было равносильно семейной краже.
Артистическое самообладание - одно из самых характерных свойств представителей «света», свидетельство нравственной испорченности - служило графине безупречно.
Подкарауливая смерть мужа, шпионя за каждым его жестом и словом, перед сыном и знакомыми она разыгрывает убитую горем, нежную жену, смирившуюся с несправедливой судьбой. Но Бальзак приводит читателя за кулисы этого драматического спектакля графини. Ужасна и омерзительна сцена в комнате умершего графа (ее нужно зачитать). Запершись как будто для молитвы, графиня ищет на теле мертвого завещание, скрытое от ее алчных рук.
- «Труп графа де Ресто лежал ничком, презрительно отброшенный, как одни из тех конвертов, которые валялись на полу, ибо и он теперь был ненужной оболочкой… Подушка была сброшена и на ней еще виднелся след женского ботинка…»
В графине де Ресто великий реалист сумел показать повременно преступницу и жертву, разоблачить порочность людей большого света, скрытую за вешним блеском.
Таким образом, Бальзак показал, с одной стороны, праздность, роскошь, расточительство, блеск и жестокую конкуренцию в свете, попрание семейных уз, моральное падение и в итоге - зависимость от ростовщиков и разорение графини, с другой, - честный труд, нравственную чистоту, незапятнанную совесть и внутреннюю свободу Фанни. Но при всей привлекательности положительных образов, нельзя не отметить справедливости бальзаковской самооценки: «Когда дается точное изображение всего общества, описываются его великие потрясения, случается - и это неизбежно,- что произведение открывает больше зла, чем добра…» «Гобсек» - блестящее подтверждение этой истины.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Что имеет в виду Дервиль, называя ростовщика человеком «самой безукоризненной честности?» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: