Май 1942 г. Сельская местность в России. Идет война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер. На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.
Генрих Гейне стоял возле истоков романтизма, был его основателем вместе с Байроном, Мицкевичем, Пушкиным, Шевченко. У каждого из этих поэтов была своя книга, которая принесла мировую славу. Для Гейне это был сборник стихотворений «Книга песен». В сборник вошли стихи, созданные на протяжении 1816-1827 годов. Преобладающее их большинство написано в духе народных песен, о чем и свидетельствует название. «Книга песен» состоит из пяти частей: «Страдания юности», «Лирическое интермеццо», «Снова на родине», «Из путешествия на Гари» и «Северное море». Большая часть стихов посвящена любви. Семнадцатилетним юношей Гейне влюбляется в дочурку своего богатого дяди Амалию. Но гордая девушка не обращала внимания на юного кузена, не видела в нем и поэта. Юноша страдает, сочиняет стихотворения, сердце его безумно бьется, и на мир появляется шедевр мировой лирики, который потом вошел в «Лирическое интермеццо».
Немецкий поэт-романтик, его произведения - выдающееся явление мирового романтизма. «Книга песен» (1827) - поэтический сборник Гейне, куда вошли 215 стихов, написанные за первые десять лет творчества. Книга состоит из пяти разделов. Наиболее известными стихотворениями являются «Почему розы будто безжизненные», «Когда разводятся двое», «Умирают люди и года», «Хотел бы я слово единое…». Сборник разножанровый: здесь и лирические медитации, и сонеты, и пейзажные зарисовки, баллады, фольклорные песни и т.п. Стихотворение «Не знаю, что стало со мной…» имеет фольклорные истоки - автор берет за основу народную легенду о Лореляй. Непосредственность чувств, певучесть, пластичность, романтическая приподнятость стихов Гейне вдохновили на создание музыки к стихам из «Книги песен». Музыку писали Шуберт, Шуман, Лист, Чайковский, Рахманинов. Стихи Гейне переведены на многие языки мира.
Один из лучших английских писателей XIX столетия с детства познал жизнь в бедности. Тяжелые условия существования не позволили Диккенсу получить образование, тем не менее, именно жизненный опыт помог писателю достичь материального благосостояния. Уже первые романы Диккенса принесли ему всемирное признание. Несмотря на нищенскую жизнь, Диккенс - писатель-оптимист. Чувство юмора не предает ему никогда. Одним из наилучших юмористических романов автора является «Посмертные заметки Пиквикского клуба». В произведении речь идет о спортивных приключениях нескольких джентльменов. Главным героем романа является чудный мистер Пиквик - комик и неудачник. Вокруг него можно увидеть членов организованного им «клуба»: влюбленный толстяк Тампен, горе-спортсмен Уинкль, нереализованный поэт Снодграсс. К ним присоединяется слуга мистера Пиквика Сем Уеллер - шутник и балагур, носитель народной юмористической мудрости. Сказочно-доброжелательные отношения «пиквистов» резко контрастируют с окружающим буржуазным миром. При всех своих недостатках комичные герои Диккенса отображают собой оптимистический взгляд писателя на человеческие качества.
Английский писатель-реалист, известнейший представитель социально-бытовой прозы XIX столетия. Г. Честертон отмечал, что Диккенс обладал двумя великими талантами - умение писать смешное и умение изображать ужасное. Писатель исповедует просветительский идеал человека с прирожденной добротой, порядочностью, справедливыми принципами жизни. Романы Диккенса рассказывают о становлении характера персонажа, начиная с детства и до самостоятельных лет жизни (например, «Оливер Твист» (1839)). Характерные особенности творчества: наличие мелодраматических элементов, упрощенность характеристики персонажей (добрые всегда добрые, а злые - злые), счастливая концовка произведения, детективные элементы.