Героиня рассказа Кто ты?- красивая девушка Галя, сирота, которая росла в детском приюте. «Девушка была огненно-рыжая, и локоны ее раздувались волнами густого пламени. Под тем пламенем светилось чистой белизной удивительно красивое лицо, на котором особенно выделялись брови и глаза - глубокие и голубые». Все было красивым в девочке, но выражение лица, как отмечает автор, «выражало прохладу и девственность», а взгляд был жестким и неприветливым. А откуда могла взяться улыбка на лице девушки, если жизнь была к ней неласкова, будто нехорошая мачеха. Крохотным новорожденным родная мать оставила ее в детдоме, наверное, стремясь выйти замуж и не быть матерью-одиночкой. Это ошибка молодости. Государство девочку вырастит, даст образование. Не желая иметь никаких хлопот с крошечкой, женщина даже и позднее не поинтересовалась, что произошло с ее ребенком, как она растет, как учится. Эта мать навсегда отреклась от своей кровиночки. Девочка все не могла понять, почему мать не наведывалась в детдом: «Даже к тем, кто в приюте, матери наведывались». Ребенку так нужно было ощутить, что она кому-то нужна, что ее любят. Героиня рассказа говорит:
Литературную славу Гребенке принесли басни. В процессе становления новой украинской литературы, когда еще только определялись пути ее развития и была борьба за расширение ее тематических горизонтов, значительную роль сыграла басня - произведение поэтической фантазии народа. На Украине уже существовала определенная байкарская традиция. Басня широко бытовала в XVII-XVIII столетии, приводилась в курсах риторики и поэзии, включалась в переводные сборники. Достижения этого жанра подытожил Григорий Сковорода в «Баснях Харьковских», писаных «красивой, кое-где даже грациозной прозой». К басням обращались Иван Котляровский, Петр Гулак -Артемовский, Лев Боровиковский.
Школьное сочинение о войне по рассказу Григора Тютюнника «На пожарище». Не забыли ли мы, когда началась Великая Отечественная война? Не забыли ли мы, чего стоила нашему народу эта война? На самом деле, с уроков истории мы знаем, что с 1941 до 1945 года наш народ прошел через страшные испытания, через невероятные страдания - через ад Великой Отечественной войны. Сегодня мы знаем о событиях тех лет из книжек и кинофильмов, из рассказов бабушек и дедушек, которые во время войны были детьми и навсегда запомнили тот ужас, который она несла. Иногда в школу приглашают совсем стареньких ветеранов Великой Отечественной, но их, к сожалению, так мало осталось. Недавно я познакомилась с рассказом Григора Тютюнника «На пожарище». Это произведение мог написать только тот человек, который собственными глазами видел страшный ужас войны. Через нее прошел и главный герой рассказа Федор Несторович. Он знал войну не по фильмам, а сам прошел через опасности, героически сражался с врагом, лишь бы скорее выгнать непрошеных гостей с родной Украины. В одном из боев Федор Несторович был тяжело ранен в ногу, после чего ее ампутировали, и он ходил, «раскачиваясь между костылями, далеко вперед выбрасывая ногу». Оставшись после войны покалеченным и одиноким, он пошел в школу преподавать историю. Общаясь с детьми, Федор Несторович понял, что многие и не представляли, насколько страшной была война.
Всю свою жизнь Афанасий Мирный мечтал показать судьбу соотечественников, их высокую душу, теплое сердце, искренний характер. Темными ночами он «созывал свои яркие мысли воедино» и начинал писать печальные рассказы о крестьянской жизни. В современной писателю печати было традицией под Новый год печатать новогодние рассказы со счастливой концовкой - наподобие того, что в убогую семью приходит добрый Дед Мороз, ласкает заплаканных деток, щедро одаривает подарками. Новогодний рассказ Афанасия Мирного «Морозко» начинается печальной драмой и заканчивается трагедией, которая берет за душу. В беспросветной тяжелой бедности жила Екатерина с сыном Пилипком. Мука уже закончилась, одолжить негде, а продать - Только и того, что полушубок шерстяной. Но если его не будет, то в чем же на работу бегать Екатерине? Грустно бедной женщине, но нечем накормить сына даже накануне праздника. Пока мать грустила, Пилипко уже надумал, как можно помочь: он пойдет к крестному отец и оттуда принесет и денег, и хлеба, и колбасы. «Вот и будет нам что есть!» - думает мальчик.
Струны мои золотые, Играйте же мне потихоньку; Пусть казак-нетяжище Позабудет бедствие. Звучат над степью волшебные звуки кобзы. Поет казак и пристально вглядывается вдаль, туда, откуда катит свои седые волны Днепр-Славута. Такие первые чувства вызывает картина Михаила Дерегуса «Рождение песни». Казацкая тематика всегда привлекала внимание художника, и она была воплощена в произведениях «Хмельницкая область», «Тарас Бульба во главе войска», «Дума о казаке Голоте» в графической серии «Украинские народные думы и исторические песни». Именно этой теме посвящена и картина «Рождение песни». События, обрисованные Михаилом Дерегусом, происходят на берегу Днепра. Печальные мысли сжимают сердце казака. Взял он кобзу, нежно перебрал пальцами звонкие струны, и зазвучала песня, в которой, наверное, соединилось все: и тоска об отчем доме, и боль за павших друзей, и ненависть к врагам матери-Украины. Сосредоточенно смотрит казак вдаль, а песня его звучит степью, ее слышит конь вороной, слышат чайки, слышат высокие казацкие могилы.