Общая картина театральной жизни, так называемого периода застоя была очень неоднородной. С одной стороны, разбуженная было XX съездом творческая активность страны и народа стала постепенно затухать. Наступило время всеобщей усредненности. Щедрыми наградами и званиями поощрялось прежде всего то, что не выделялось на общем сером фоне, в особенности спектакли, получившие в театральной среде название “датские” (т. е. поставленные к какой-либо официально празднуемой дате - очередному съезду партии, юбилею Ленина или годовщине Октябрьской революции). Часто таким “датским” спектаклем тот или иной талантливый режиссер расплачивался с властями за возможность поставить что-то по велению сердца. С другой стороны, и сами деятели театра, и публика прекрасно знали цену таким постановкам и шли в театр не за ними. Ведь и в 1970-е годы, несмотря ни на что, случались явления по-настоящему яркие, неоднозначные, не поддающиеся нивелировке.
Давид Самойлов - поэт, чрезвычайно остро реагировавший на любые внешние события. Медленно накапливались жизненные наблюдения и диктовали смену мироощущения, а вслед за тем претерпевала изменения и его поэтика, через звук, слово, метрику и другие элементы стиха запечатлевая эволюцию внутренней жизни человека. Критики, рассматривавшие творческую биографию поэта, заметили эту склонность к духовному усложнению и выделяли в его творчестве периоды-”перевалы”, пользуясь при этом метким самойловским словом. Давид Самуилович Самойлов (Кауфман) появился на свет 1 июня 1920 г. в Москве. Его мать работала переводчицей, отец - врачом. После войны сын в память об отце возьмет в качестве псевдонима фамилию Самойлов.
Василий Андреевич Симоненко - один из ярких представителей «шестидесятников». В своих поэмах он последовательно воплощал идею неонародничества, очищая ее от вульгарных наслоений. И в университете, и позднее, когда он работал журналистом в газетах на Черкащины, Василий писал стихи. И печатать их не спешил, так как были эти произведения правдивыми, говорилось в них не о любви к партии и вождю, а о простых людях, деде, который работал всю свою жизнь, бабе Онисе, которая имела трех сыновей - и все полегли на фронте, дяде, который от голода взял что-то на колхозном поле и теперь его судят. В. Симоненко, как сотрудник областной газеты «Молодежь Черкащины», часто ездил по окружающим селам, собирал нужную информацию, которая вскоре печаталась на страницах этого периодического издания. Во время таких командировок он не мог не видеть разительного отличия между бодрыми публикациями о «счастливой и зажиточной жизни» и настоящей действительностью. Тяжелая судьба крестьянина-колхозника, в сущности, мало чем отличалась от судьбы крепостного.
Василий Симоненко принадлежал к когорте «шестидесятников» - художников, которые не боялись говорить правду, не склонили головы, не повиновались власти. Их называли отступниками и продажными людьми, произведения не печатали, а самих поэтов отправляли в психушки и концлагеря. Но настоящую поэзию нельзя убить. Ныне она возвращается к нам в сборниках, песнях. Василий Симоненко возникает перед сегодняшним читателем выразителем народной совести, правды и надежды. Силой своего поэтического таланта, даром образного обобщения поэт поднял жизнь обычных людей к уровню общечеловеческих идеалов и проблем, приобщил к духовным достижениям мировой культуры. В поэзии Василия Симоненко - любовь и преданность родной земле, родному народу. Он защищает его честь и силу, гневно осуждает носителей несправедливости и зла, отступников и преступников. «Чужие мне эти идолы надутые, и псалмы им буду составлять не я, Так как не утонула в пошлой мути и не заснула молодость моя».
Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ - это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, что герой расстается со своими нравственными идеалами, погружается в пошлую обывательскую жизнь? В чем причина болезни, имя которой - деградация человеческой личности? В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет, он первым вскрыл социальные причины этой болезни.