Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Белинский справедливо видел в романе самое задушевное произведение поэта, в котором нашли свое воплощение его заветные думы и чувства. Пушкин работал над своим романом более восьми лет - с весны 1823 года до осени 1831 года. В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”. Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. Она сильнее передает чувства поэта, его волнения. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретают в стихах особую яркость, убедительность. Все действие романа, все описания, все речи действующих лиц, несмотря на их простоту, полное отсутствие нарочитых эффектов, благодаря стихотворной форме овеяны особой поэтичностью, музыкальностью.
В Михайловский период были написаны лучшие стихи о любви. С отроческих лет душа поэта томилась жаждою любви. Но от “первых сердца снов”, от наивной детской влюбленности и “безумных” увлечений юности к могучей страсти был пройден нелегкий путь. Всем прежним увлечениям противостала “могучая страсть”, подлинное, высокое, живое, исполненное горечи, страдания и красоты чувство. Стихи Пушкина о любви, написанные на протяжении всей жизни, не нуждаются в биографических комментариях. Пережитое конкретное и реальное чувство Пушкина переплавилось в “благоуханную”, по словам Гоголя, поэзию. Высокая страсть личности, с ее счастьем и горем, восторгом вдохновенья и страданиями, благодарностью щедрого сердца и вечной памятью о единственной близкой и нужной, бесконечно дорогой женщине только в стихах и могла полностью выразить себя. Стихотворения, написанные в Михайловском, - “Ненастный день потух…”, “Желание славы”, “Сожженное письмо” - полни светлого чувства счастливого человека. И это било счастье любви.
Пройдет немного времени и по возвращению в Петербург после завершения “Капитанской дочки” Пушкин напишет свое последнее программное стихотворение - “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где тема творчества раскрывается несколько с иной стороны. Не напечатанное при жизни, оно явилось завещанием Пушкина. Избрав традиционную, многим европейским литературам известную форму определения поэтом своих заслуг, Пушкин перед лицом мира смело и дерзновенно провозгласил новый, единственно истинный критерий оценки творчества - критерий его народности. И, провозгласив, применил его к себе, признав, что поэтическим словом своим он служит народу. Это было наказом, будущим поколениям писателей:
В Михайловском Пушкин создает цикл стихотворений “Подражание Корану”. Это девять поэзий, в которых философские теми переплетаются с темами личными. Слово “подражание” носит условный характер. Поэта в Коране привлекали мысли, созвучные его собственными идеями. Пушкин проявляет глубокий интерес к восточной поэзии. Стихотворения “Клянусь четой и нечетной…”, “О, жены чистые пророка…”, “Смутясь, нахмурился пророк…”, “С тобою древле, о всесильний…”, “Земля недвижна, - неба своды…”, “Недаром вы приснились мне…”, “Восстань, боязливый…”, “Торгуя совестью пред бледной нищетою…”, “И путник усталый на бога роптал…” свидетельствуют о глубоком проникновении в поэтическую природу восточной лирики и в то же время о глубоко личностном истолковании тем и мотивов, почерпнутых в Коране.
“К морю” - романтическая элегия, проникнутая грустью по поводу неосуществившихся надежд на торжество свободы. Поэт чувствует себя ОДИНОКИМ и бессильным перед неумолимым ходом событий, вызывающим философские раздумья своим трагическим характером. В строфах, написанных в Михайловском, Пушкин вспоминает о смерти двух кумиров своей эпохи, Наполеона и певца моря и свободы Байрона. Столь различное в своей деятельности, они сближаются поэтом как любимцы славы, как великие личности, которых постигла трагическая судьба. “Мир опустел», - с горестью восклицает поэт. Но его воодушевляет могучая и неукротимая стихия моря, всегда пробуждающая вольнолюбивое чувство и надежду на свободу. И образ свободного моря уносит с собой Пушкин, прощаясь с ним.