Читая повесть М. Коцюбинского «Тени забытых предков», я будто оказываюсь среди сказочной природы, «среди вечного шума реки, среди длинных плакучих трав, среди грустных гор» - среди удивительного мира. Этот мир имеет свой источник - гуцульскую мифологию, украинские поверья времен седой давности. Меня очаровывает его необычность, его красота и фантастика. Мифологический мир идет от дыхания гор, от «печали черных лесов», от отвесного бега ручьев, которые весело журчат, сбегая с далеких и близких верхушек гор. Где еще можно спрятаться нечистой силе, как не среди этого царства природы?! Где еще можно встретить лисовиков, как не в лесу, где они «пасут оленей, зайцев и серн»? Здесь можно услышать такой страшный голос топора.
Знаете ли вы, «что на миру властвует нечистая сила…». Не знаете? Да и не можете этого знать, так как вы не живете на Гуцульщине, не видите каждый день странной сказки. А Иван Палийчук, когда ему было семь лет, уже знал об этом. Конечно, когда вам было семь лет, вы тоже знали и о домовых, и о лисовиках, и о разных черных руках, которые неожиданно душат ночью, и о черных котах, и вообще о всем черном, так как оно, действительно, ужасное. Но со временем у вас это прошло, вы поняли, что это - детские россказни и фантазии. А у Ивана Палийчука, у Марички Гутенюк это осталось, как осталось у многих, если не у всех, гуцул из повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков». Просто это народные верования, которые их родители унаследовали от своих, а те - от давних предков. Это - их жизнь, в котором фантастическое неотъемлемо от реального.
Человек всегда надеется на лучшее, будто стараясь мечтами приблизить к себе счастье. А что такое счастье? Для кого-то это - деньги, здоровье, но для крестьян это - земля. Та земля, которая была, есть и, наверное, навечно останется единой кормилицей. Она манит к себе и одновременно бывает недосягаемой. Пока что. И потому страдают люди, понимая и не понимая, что земля - это «счастье - кусок земли». О чем же думают, на что надеются, чего ждут эти люди? Андрей Волик ждет не дождется, когда отстроят фабрику. Положение наемного работника на предприятии кажется ему высочайшим счастьем. Вечный наймит-батрак много отдал работе земледельца, его теперь туда ничем не заманишь. Теперь он стал умным, стал пренебрегать теми, кто всю жизнь, все силы отдает земле: «Да! много ли счастья - кусок земли!.. Роются на своей частице, а сами черные, как земля… а едят не лучше тех, у которых ничего нет… Хозяева!..» Не верит Андрей в то, что земля может обеспечить безбедную жизнь. Нет, только фабрика, только фабричная работа. А ее пока что нет, Но фабрика должна быть, должна! Иначе будет катастрофа и Гафийка останется в девках, завянет в батрачестве, как вяла ее мать.
А сейчас возвратимся с небес на землю, к героям М. Коцюбинского. Нам с вами надо в своем произведении «Человек и земля» изобразить, как каждый из героев относится к земле, какую роль она играет в жизни каждого из нас. Человек и земля очень тесно связаны между собой. Земля, которая поманила к себе человека, земледельца, поманила, но в руки не далась, «прошла сквозь пальцы», исчезла, как марево. По отношению к земле определяются и все позиции героев, мотивы их поведения, расположения духа, действия. Земля, как сам исконный дух человека, как извечная мечта, живет в каждом из героев. Можно было бы даже сказать, что по тому, как герой воображает и видит землю, обрисовывается и его собственное социально-психологическое лицо. Так как земля определенной мерой определяет и идеал каждого из них. По-разному она видится Андрею, Маланке, Пидпаре, Гудзю, Гуще и другим. Земля - это образ самой души народной.
Михаил Коцюбинский любил природу, поэтому и изображал ее так, что она возникает перед читателями, будто живая. Не случайно и рассказ свое назвал «Елка». Маленькое зеленое деревце стало одним из главных героев произведения. Елка рослая в саду. Когда деревце видело Василька или его отца, «стройное, зеленое, веселое, оно махало веточками, будто радовалось гостям». Деревце пугается и дрожит, когда его начинают рубить: «Аким рубил, а елка дрожала, как в трясучке». Срисовал Михаил Коцюбинский виды. Базилика волшебная красота зимнего леса сначала пленила. Снег кажется ему подобный белой скатерти или самоцветам. Постепенно картины природы изменяются. Воет вокруг вьюга, холодный ветер и крутит снегом. Здоровые дубы стоят в лесе, будто страшила, протягивая к Василька черные ветви. Автор сравнивает лес с черной стеной, дубы - с мертвецами, закутанными в белые покрывала, чтобы передать ужас маленького мальчика, его душевные переживания. В конце концов, Васильку, убежав от волков, достается к своему дяде, а потом домой. Приключения мальчика заканчиваются благополучно. Вместе с ним радуется и солнце, и земля. «Утром выплыло ясное солнышко на погожее небо… Ветер стих, и чистый свежий снег серебром сиял под голубой палаткой неба».