Михаил Михайлович Коцюбинский родился 5 сентября 1864 г. в городе Виннице в семье чиновника. Начальное образование получил в Барской школе; на протяжении 1876- 1880 гг. учился в Шаргородской духовной семинарии. Мечтам Коцюбинского о гимназии и университете через сложные родственные и материальные обстоятельства осуществиться не удалось; недостаток систематических знаний пришлось наверстывать с помощью самообразования. Писатель интересовался общественной жизнью, пришел в восхищение идеями народовольцев, за участие в нелегальном движении попал под полицейский надзор. 1891 года Коцюбинский получил право работать народным учителем. После довольно непродолжительного периода учительствования он достал посаду сотрудника Филлоксерной комиссии, которая занималась организацией борьбы с вредителем винограда филоксерою. Работая в комиссии, писатель с 1892 по 1896 год проживал в Бессарабии и в Крыму. Знакомство с жизнью молдавского и кримско-татарского народов обозначилось на тематике его произведений. На начало работы в комиссии приходится сближение Коцюбинского с «Братством тарасовцев» организацией молодых интеллектуалов, которые стремились во всем быть последовательными, «сознательными» украинцами в противоположность старшему поколению так называемых украинофилов, предрасположенных к сотрудничеству с колониальной администрацией. После перенесенной в 1896 - 1897 гг. болезни, писатель непродолжительное время был сотрудником Житомирской газеты «Волынь», а 1898 года переселился в Чернигов, где работал в земской управе. Одновременно он активно участвовал в культурной жизни города, устраивал литературные вечера, поддерживал писателей-начинающих. В 1900-х годах здоровье Коцюбинского значительно ухудшился. Больное сердце заставляют его отправиться на лечение в Италию. Благодаря пенсии, которое предоставило писателю Общество приверженцев украинской литературы, науки и штуки, он достал возможность оставить отягощающую работу в земстве. Тем не менее, обострение болезни не разрешило полностью переключиться на литературную работу. Умер писатель 12 апреля 1913 г., похороненный в Чернигове.
Рассказ «Харите» было написанное Михаилом Коцюбинским во время преподавания в селе Лопатинцы. Ознакомившись с его содержанием, взволнованный Афанасий Мирный написал молодому коллеге письмо: «В такой небольшой притче и так много сказано! Такой чистой, как колодезная вода, написанной народным языком…» С любовью изображает портрет Харите - главной героини рассказа - Михаил Коцюбинский. «Большие синие глаза из-под черных ресниц смотрели пристально и умно. Смуглявое личико раскраснелось». Автор будто бы любуется этой девочкой, подчеркивая ее искренний характер. Харите была очень трудолюбивой, вставала рано, с солнышком. Быстренько сварив пищу, кормила больную мамочку и работала по хозяйству. Писатель подчеркивал, что она была ловкой в любой работе. «Любо было глянуть на ее маленькие, загоревшие на солнце ручки, которые живо бегали от одной работы ко второй». Вот поспела вдовья рожь, сыплется спелое зерно на землю, а бедная мать Харите лежит обессиленная. И здесь в голове девочки промелькнула мысль, что она самая поможет мамочке. В ее воображении уже появилась выжатое поле, на которой стоят снопы, блестят на солнце, как золото.
В повести две сюжетные линии. Первая - это тема протеста против крепостничества, неволи. Вторая - тема любви. Вечная тема. Неизвестно, как Соломия стала женой нелюбимого мужчины, но из всего ее поведения видно, что не по собственному желанию. Борьба за свою любовь к Остапу - это ее женское проявление свободолюбия, стремления вырваться из неволи моральной. Соломия чрезвычайно решительная. Не раздумывая долго, она бросается вдогонку за своим любимым и вместе с ним разделяет опасность трудного пути. Ее ужасают горящие плавни, но она не отступает от своей цели - найти раненого Остапа. Настоящим гимном храбрости женщины, силы ее любви звучат последние страницы рассказа. Нежная любовь и товарищеская выручка, женственность и мужество органически объединяются в характере героини. Погибая в дунайских волнах, Соломия смело смотрит смерти в глаза. В последние минуты жизни ее «душа рвется к солнцу».
Хотя прошло больше столетия, но имя выдающегося украинского писателя И. Нечуй-Левицкого не забыто. Да и как можно забыть, если его произведения и до сих пор приносят читателям наслаждение, рассказывая о любви и ненависти, вражде и мире, радости и горе крестьян! А главное, я будто оказываюсь в самом селе и могу вблизи рассмотреть все обычаи и быт украинского народа. После отмены барщины немного стало легче крестьянам, они стали больше работать на себя. Но вместе с тем где-то взялись злость, зависть, которые порождали постоянные ссоры и стычки. Это я вижу на примере семьи Кайдашей, чья ненависть друг к другу приводила иногда к трагическим следствиям. Сколько между тем возникает смешных случаев! И когда Кайдашиха летела с телеги, и когда заходила в бедняцкий дом Довбышей, и когда ссорилась со всеми вокруг. А виновна во всем жизнь, нелегкая жизнь. Мужчины мастерили в свободное время, работали возле скота. Женское дело - приготовить поесть, убрать в доме, починить одежду, выстирать белье, наткать полотна. Это все домашние дела. А как приходит весна, то дома не усидишь! Крестьяне все время в поле, пока не закончатся жнива, пока не вывезен с полей весь хлеб. Даже в воскресенье. «Крестьяне уважают воскресенье и праздники и не делают никакой работы, но не считают за грех одно дело: возить в воскресенье и праздники снопы».
Любите ли вы ссориться? С кем? Например, с друзьями! С друзьями не очень. Но все же это случается, к сожалению, в нашей жизни. Так вот, мы с вами сейчас будем учиться писать произведение по повести «Кайдашева семья», в которой как раз и рассказывается о ссорах. Но не думайте, что это пособие, так как здесь, действительно, ссоры происходят между старыми и молодыми Кайдашами. Состоит повесть из девяти разделов. Каждый раздел - это яркий обиходно-родственный рисунок. Рассказ ведется от лица автора. Описав местность, где раскинулось село Семигоры, Нечуй-Левицкий в форме диалогов раскрывает семейный уклад Кайдашей, постепенно показывая индивидуальные особенности характера каждого героя в частности. Разговором Лаврина о бракосочетании завязывается сюжет повести, который динамично разворачивается и набирает исключительной остроты ко времени бракосочетания Карпа с Мотрей.