В мире гуцульщины, или как написать сочинение по повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков»
Знаете ли вы, «что на миру властвует нечистая сила…». Не знаете? Да и не можете этого знать, так как вы не живете на Гуцульщине, не видите каждый день странной сказки. А Иван Палийчук, когда ему было семь лет, уже знал об этом. Конечно, когда вам было семь лет, вы тоже знали и о домовых, и о лисовиках, и о разных черных руках, которые неожиданно душат ночью, и о черных котах, и вообще о всем черном, так как оно, действительно, ужасное. Но со временем у вас это прошло, вы поняли, что это - детские россказни и фантазии. А у Ивана Палийчука, у Марички Гутенюк это осталось, как осталось у многих, если не у всех, гуцул из повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков». Просто это народные верования, которые их родители унаследовали от своих, а те - от давних предков. Это - их жизнь, в котором фантастическое неотъемлемо от реального.
Уже из первых слов рассказа о повести появляется фантастический элемент. Неспокоен был новорожденный Иванко, и суеверная мать, не зная, чем это объяснить, считает, что ребенка ей подменили. Наверное, баба при родах «не обкурила где-то дома», «не засветила свечки», и ей подложили бесенка. Иван вырос нормальным человеком. Природа кажется уже взрослому Ивану, будто давнему язычнику, преисполненной живой и таинственной силы. Все это походит из народных источников, из фольклора. Природа - вместилище не только живой, а и божественной силы. Под волшебные звуки Иванковой свирели Маричка думает о боге-солнце и о солнце как божьем лице. И в этом обоготворении небесного светила слиты воедино и языческие представления о сверхъестественном и отождествление естественного тела с христианским богом. Например, Коцюбинский видит источник мифологических представлений гуцул не только в давней традиции, которая идет от предков, а и в особенностях самой горной природы и образа жизни среди нее. Естественные явления становятся источником рождения фантастических образов. В детстве для Иванка, как и для Марички, «весь мир был как сказка, полон чудес, таинственен, интересен и страшен».
Во взрослом возрасте фантастические представления не исчезают, а лишь набирают других форм. Вера в таинственную, живую силу огня - одна из древнейших в мире. Огонь помог человеку приспособиться к неблагоприятным погодным условиям, он сделал пищу более съедобной, защитил от врагов, помог создать орудие работы. И язычник-гуцул верит в сверхъестественность огня.
Писатель показывает и языческий обряд, и характер гуцула. Овцеводы не отвечают гуцулу даже на его приветствие «Слава Исусу!», так как заняты священным делом. И когда в конце концов маленький огонек выскочил из занозы и «ватаг набожно поднял огонь…» он обернулся к Ивану и ответил: «Навеки слава!» Не ватаг, а настоящий шаман. И это не прихоть, не его чудачество, а сознательное обоготворение огня. Разжигание огня, поддерживание на протяжении лета - это целый ритуал, который гуцул выполняет, «как давний жрец». Так как именно огонь должен на протяжении всего сезона выпаса овец «оборонять от всего лихого». Не забудьте, что каждое важное дело на горной долине сопровождается ворожением, ритуальными действиями, которые добавляют ей таинственности. Даже «рождение» сыра или рождения песни. Маленькому Иванке долго не давалась настоящая музыка. Не которой учился он от старших, а волшебная - и, которая бы передавала его чувство увлечения сказочной горной природой.
Гуцул - дитя природы и живет с ней в большем согласии, чем кто-нибудь. Природа входит в его душу волшебными звуками, сказочными образами, которыми он наделяет ее явления, ее растительный и животный мир. И, наоборот, душа человеческая рождает красоту и возвращает ее природе в своих песнях: «На что бы глаз не упал, чтобы не произошло на миру: пропала ли овечка, полюбил парень, предала девка, зашумела пихта - все выливалось в песню, легкую и простую, как те горы в их давней, первоначальной жизни!» Своеобразный дуализм - признание двух творческих начал - доброго и злого - наложил отпечаток на все представления о мире у героев повести. Так, из рассказа Николая Иван узнает, что мир создали бог и черт. Удивительно то, что именно черт - в произведении - является началом всякой культуры: «Что есть в мире - - это все от него, от сатаны». За богом признается лишь право передать все эти «изобретения» людям («А бог лишь крал и давал людям»). Черт возникает многоликим. И всегда его надо задобрить на святой вечер, чтобы не испытать горя в жизни. Поэтому Иван «звал на тайный ужин к себе всех чернокнижников, планетников всяких, волков лесных и медведей». Что вам надо написать во вступлении? Лучше всего, я думаю, - это рассказать о своих впечатлениях от удивительного мира природы. Продолжить «испытывать удивление» вы можете и в последней части. Не забудьте указать, что основой «сказочных» представлений гуцул есть фольклорные источники, мифологические верования.
В основной части именно на них и надо остановиться. Вспомните в произведении тех мифологических существ, которые «жили» рядом с человеком. Напишите, что с самого детства гуцулы ощущают дыхание таинственного мира природы. И на примере жизни Ивана Палийчука и Марічки Гутенюк раскройте это. Пусть ваше произведение читается как сказка, в которой всегда есть место для чуда.
Надо вспомнить, что мифологические, фольклорные представления идут от природы, тем не менее, не только от нее, а еще в мире гуцульщины от поверий. Все это создает особый фон, который влияет на сознание гуцул.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » В мире гуцульщины, или как написать сочинение по повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: