| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Земля - как марево, или как написать сочинение по творчеству М. Коцюбинского

А сейчас возвратимся с небес на землю, к героям М. Коцюбинского. Нам с вами надо в своем произведении «Человек и земля» изобразить, как каждый из героев относится к земле, какую роль она играет в жизни каждого из нас. Человек и земля очень тесно связаны между собой. Земля, которая поманила к себе человека, земледельца, поманила, но в руки не далась, «прошла сквозь пальцы», исчезла, как марево. По отношению к земле определяются и все позиции героев, мотивы их поведения,  расположения духа, действия. Земля, как сам исконный дух человека, как извечная мечта, живет в каждом из героев. Можно было бы даже сказать, что по тому, как герой воображает и видит землю, обрисовывается и его собственное социально-психологическое лицо. Так как земля определенной мерой определяет и идеал каждого из них. По-разному она видится Андрею, Маланке, Пидпаре, Гудзю, Гуще и другим. Земля - это образ самой души народной.

Глубоко трогателен образ Маланки. Это селянка-беднячка, которая всю жизнь прожила в бедности и мечтала о собственной ниве, надеялась на распределение земли: «У Маланки такой инстинкт привязывания к земле, как у ласточки к строительству гнезда», - писал писатель в заметках. Ее заскорузлые руки почернели на работе у господ, вся молодость прошла в беспросветной тяжелой работе. Заметьте, что эпитеты «сухой», «черный» все время сопровождают образ Маланки, именно они показывают Маланку как вечную труженицу. Маланка любит землю не только как средство к существованию. Кротостью, замечтавшейся нежностью обвиты ее думы о земле, которая в ее воображении выступает как что-то живое, дорогое, несказанно прекрасное и всевластное. В образе Маланки Коцюбинский отобразил вековечное стремление крестьянства к земле. Тяжелая работа с самого детства сопровождает этого человека. С двадцати лет, оставшись круглой сиротой,  работает она на господ: «Плакала, что работает на чужих, что сохнет, теряет силу и никто не сватает ее. Плакала, так как любила землю, огород, поле, а должна была варить есть целому табуну прожорливой челяди».

Не судилось ей выйти замуж за хозяйского сына, не осуществилась ее мечта о земле. «Что ты говоришь, бессознательный! И ты становись на колени и целуй ее… ешь ее, землю святую, она кормит тебя… она тебя и спрячет…», - эти слова обращенные к Андрею, который гордится землей. Но для Маланки земля - все: судьба, деньги, счастье: «Какая ты роскошная, земля… Весело засевать тебя хлебом…Весело обрабатывать тебя». Когда приехали в село господа, этой женщине показалось, что они будут делить между людьми землю. Она будто второй раз на мир родилась. Радуется ее сердце и тогда, когда - во второй части повести - пошли слухи о распределении земли. Маланка «кричала, чтобы быстрее делили», но большинство крестьян решило избрать комитет, который бы управлял обобществленной экономией. Она еще цепляется за очень шаткую надежду получить землю, тем не менее та тоненькая веревочка, которая соединяла ее с землей, давно разорвалась. Мечтания заменяют ей реальную жизнь.

Если Маланка еще крепко связана с землей, то Андрей Волик уже целиком отошел от нее и ненавидит хлебопашество, с презрением думает о бедных «хозяевах». Андрею все равно, или на своей земле, или на чужой, - «а все наймит». Он мечтал о работе на фабрике, верил у нее, надеялся, что дочь его тоже устроится там работать и со временем выйдет замуж за рабочего. Андрей оторвался от земли и не случайно гибнет, так как не может выжить в этой непонятной для него стихии. Фома Гудзь - вечный бунтарь. Он не заботиться о земле, как Маланка, не лелеет надежд и на фабрику, как Андрей Волик. Фома - воплощение крестьянской ненависти ко всему, что было господским. У него «не сердце, а сгусток крови, которая скипелась от человеческой неправды», - писал автор в заметках к образу. Фома ошибается в методах борьбы, но врага своего (господ, фабрикантов, кулаков) он хорошо знает. Гудзь то проводит поджог господских снопов, то крушит господское добро. Это вечный наймит, «дикая сила, вражеская господам, печка, страшная и непримиримая». Это сгусток ненависти, того стихийного бунта против господского гнета, который годами, столетиями нарастал в крестьянстве. Он все время со скотом, целую жизнь «хвосты видел вместо людей». А так как Фома еще и «копался в гное, в гное спал, на гное ел», то когда на глаза ему попадались чистенькие и беленькие господа, то в его сердце собралось столько ненависти, что он «перебил бы всех» и выпалил огнем, чтобы «только осталась голая земля и ясное солнце». Фома знал одно: «Выкури дымом и огнем… Уравняй все с землей, чтобы было голое, будто ладонь…»

Фома Гудзь плохо думал о тех крестьянах, которые якобы стерегли господское добро. Фома и на фабрику не имеет надежды, понимая, что там такая же эксплуатация, как и везде, смеется с Андреевых надежд. И чего там работать, лучше уже произвести поджог или сокрушить! И чем скорее, тем лучше. Андрей Волик от Фомы Гудзя в восторге: «Господский пастух будто вырос сразу перед ним. Сидит рядом, будто дуб врос в землю, а под ноги ему покорно катят желтые волны поля, и даже солнце в покорности стелется». Новыми людьми села выступают в повести Прокоп Кандзюба и Гафийка. Прокоп - малоземельный. Он из тех полупролетариев, которые перебивались «заработками» и наполовину уже перестали быть хозяевами. Из заработков Прокоп вынес некоторый опыт, убедился, что везде «бедные внизу, богатые сверху», и дошел до мысли о необходимости борьбы с неправдой. У него собирается кружок крестьян - «все безземельные, или такие, что их земля не могла прокормить», они читают газеты, книжки, распространяют открытки. Кружок этот организовывает забастовку, которая заканчивается победой крестьян благодаря их стойкости и организованности. Когда забрали господскую экономию, Прокоп умело хозяйничал там, искренне заботился о «народном добре», везде сам присматривал, везде наводил порядок.

Гафийка - сельская девушка-беднячка, которая стремится к образованию и общественной работе, активно участвует в революционной борьбе. Она за свою не такую уж длинную жизнь увидела, что такое человек, крестьянин без земли. Это безвылазная бедность, это горе, ссоры. Революционному бедняцкому крестьянству противопоставлены образы богатеев, кулаков, которые готовы охранять свое добро «даже зубами». Кулачье (Пидпара, его тесть Гаврила, сельский староста Скоробагатько) бесится при одной только мысли о том, что у них могут отобрать землю. Финальная картина кулаческого самосуда показательна. Этим писатель будто хотел сказать, что борьба народная за свое освобождение, за землю длится и приобретает более острую форму. В произведении вы должны сказать, что в тогдашней действительности мечты крестьян о земле пока еще не могли осуществиться, так как добровольно ее никто бы не отдал.

Во вступительной части напишите, что означала земля для крестьянина, какие надежды на нее он возлагал. Основная часть - это характеристика образов, судьба которых тесно связана с землей. Надо изобразить именно внутренние переживания героев: как они страдают, о чем думают. Каждый следующий образ не должен отделяться от предыдущего, т.е. они должны быть соединены каким-то мысленным взором, мысленным взором о земле. Вообще все должно крутиться вокруг этого слова - земля. Выводом может быть ваша мысль о том, что в тогдашних условиях земля была только маревом.

 

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Земля - как марево, или как написать сочинение по творчеству М. Коцюбинского . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz