Перед написанием сочинения попробуйте для себя ответить на следующие вопросы: Когда и как возник у Гоголя замысел «Мертвых душ»? Как трансформировался он в процессе работы? Когда была завершена работа над первым томом поэмы? Какова история ее публикации? Какими смысловыми оттенками обладает выражение «мертвые души»? Какой оттенок его раскрывается в первой главе поэмы? Второй главой открывается знаменитая портретная галерея гоголевских помещиков. Анализируя это сюжетное звено поэмы, исходите прежде всего из следующего: каждый представитель поместных дворян раскрывается как бы под двойным углом зрения, и читатель видит их такими, какими они, уверенные в себе, в истинности своей жизни, в праве на нее, кажутся самим себе. И одновременно - такими, какими они есть на самом деле: ленивыми, праздными, пошлыми, духовно убогими и ничтожными.
Задача: «Мертвые души» - история болезни, написанная мастерской рукой. Замысел произведения. Смысл названия поэмы. Работа над текстом первой главы. Учитывая родовую и жанровую специфику «Мертвых душ», мы, как и большинство методистов, считаем: наиболее целесообразный путь их анализа - вслед за автором. Убежден, что постижение произведения может быть достигнуто через осознание не только того, что изображено, но и как это выполнено, в связи, с чем вопросы художественного мастерства писателя, наряду с идейным содержанием, должны стать неотъемлемой частью школьного изучения гоголевской поэмы. Эпиграфом к сочинению могут стать слова А. И. Герцена: «Мертвые души» - это страшная исповедь современной России». Их следует написать на доске или на заранее заготовленном плакате. Начиная разговор о поэме, гапишите, что у каждого художника есть творение, которое он считает главным делом жизни, что он вложил в него самые заветные, самые сокровенные мысли. Таким произведением для Гоголя стали «Мертвые души», работе над которым он отдал семнадцать лет жизни.
По этой теме издана обширная методическая литература. Тем не менее, изучение поэмы «Мертвые души» продолжает оставаться одной из самых сложных задач в работе словесника. Помочь школьнику, преодолеть эти трудности и ставим мы своей целью. Первая тема: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Формирование таланта и мировоззрения. Творчество писателя в 30-е годы XIX века. По учебнику истории установить, современником каких событий в общественно-политической жизни России был Гоголь. Предлагаю также познакомиться со следующими разделами учебника литературы: «Детство и юность», «Петербург мне показался совсем не таким, как я думал», «Первые художественные произведения», «В кругу друзей Пушкина», «Вечера на Хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «На чужбине».
Одной из разновидностей произведений о Великой Отечественной войне считается «панорамный» роман (или роман-событие), основателем которого является известный писатель Константин Симонов. Одним из таких произведений Симонова является трилогия «Живые и мертвые», в которой писателю удалось изобразить судьбы людей на войне, широко показать разнообразные события. Кроме Симонова, как авторы «панорамных» романов также известны И. Стаднюк («Война», «Москва, 41-й»), А. Чаковский («Блокада») и другие.
Произведение К.Г. Паустовского «Алмазный язык» - это призыв писателя знать и любить свой родной язык. В наше время очень часть встречаются люди, которые, к сожалению, не умеют не то что грамотно писать, грамотно говорить на родном языке. Им то и посвящает автор свой очерк «Алмазный язык». Вообще, читая произведение, можно обратить внимание на то, что оно носит научный характер. В нем Паустовский подробно рассматривает историю создания и развития могучего русского языка. Само название очерка глубоко описывает суть того, о чем нам только предстоит прочитать. А целью написания произведения стало отображение всей красоты, прелести и богатства русского языка. Наряду с воспеванием родного языка, автор пытается по ходу произведения ответить на ряд вопросов, касающихся будущего общества, в котором халатно и безответственно относятся к родному языку, его изучению и пополнению. Но, ответы на эти вопросы человечество будет искать вечно, поэтому автор рекомендует чтить традиции своего народа, а соответственно и языка.