Об Иване Федоровича Драче в последнее время говорят больше как о политике и общественном деятеле. В интервью к шестидесятилетию поэта журналисты упрекали ему за эту связь, считая, что это шкодит поэзии. Но именно сознательная общественно-политическая позиция автора в сочетании с могущественным поэтическим даром подарили читателю поэму «Чернобыльская мадонна». Поэзия И. Драча всегда отмечалась отдаленной ассоциативностью, резким, будто механическим объединением чувствительной конкретики деталей с их непривычным метафорическим наполнением, символизацией. Уже в первых частях поэмы встречаем такие образа-символы, оскорбления-картины: «изморозь седая сирени поседевшей», «в рыжем лесу, что солнца рыжее», «счетчик Гейгера пищит так потусторонний». Эти штрихи короткие, но точные, так как достаточно вместительные, лишь бы очертить разрушительную силу взрыва, который несет смерть всему живому. Каждый образ проводит эту мысль по-своему. Во первых двух выражениях трагическую картину создает повтор слов «седой» и «рыжий», достигая художественного эффекта: у читателя составляется впечатление насилия над природой, преждевременное ее умирание. Определенную роль сыграет и сопоставление рыжего леса и такого же рыжего солнца. Ведь и там и там не может существовать жизни. Таким образом, художественный прием несет определенная смысловая нагрузка. Однако не только зрительные образы создает поэт, чтобы передать весь трагизм того, что произошло. Радиация страшная еще и своей неприметностью, когда только специальные приборы фиксируют опасность. Метафорическая конструкция «счетчик Гейгера пищит так потусторонне» максимально приближает реальный мир живых людей к миру мертвых. Поэт смело вводит в язык стиха научную лексику, наименование научных приборов - «счетчик Гейгера», включая, таким образом, конкретную реальность в поэтический мир человеческих эмоций, которые наделяют реальные черты символическим значением. Это значение еще и усиливается словом «потусторонне». Так рождается трагический символ гибели. И подобных символов много во всей поэме.
Олесь (Александр) Терентьевич Гончар родился 3 апреля 1918 года в селе Сухая, теперь Кобеляцкого района Полтавской области. После окончания школы вступил в Харьковский техникум журналистики. С 1937 года О. Гончар начал печататься в украинской печати. 1938 года он вступил на филологический факультет Харьковского университета. В первые дни войны пошел добровольцем на фронт в составе студенческого батальона. Принимал участие во многих боях. Был дважды раненный. Летом 1942 года в районе Белгорода, будучи контуженным, попал в плен Харьковский, потом Полтавский лагерь военнопленных. Оттуда с партией военнопленных был в скором времени направленный немцами на сельхозработы в совхоз «Передовик» Кишеневского района Полтавской области. Здесь, работая на уборке хлеба, кирпичном заводе, животноводческой ферме, активно участвовал в деятельности подпольной антифашистской организации, созданной при совхозе из рабочих и военнопленных. В сентябре 1943 года с приходом Красной Армии снова пошел на фронт. На фронте писал стихи, которые публиковались в дивизионной газете.
Школьное сочинение по роману О. Гончара «Собор». Моя цивилизация держится на культе Человека… Возрастом она стремится показать человека, так же, как учит сквозь камень видеть Собор. А. Сент-Экзюпери. На протяжении столетий люди очень внимательно присматривались к себе. В них постоянно жила и живет бесконечная жажда знания. «Познай себя»,- так советовали философы. И, в самом деле, в этих простых, но очень вместительных словах сконцентрировано все то, что должно вести человека путем жизни, все то, благодаря чему мы сможем жить лучше и спокойнее. Заглянуть в глубь своей души - нужно, но иногда страшно. И, наверное, те художники, которые стараются сделать анализ духовного залога своей современности, в какой-то мере осуществляют подвиг. К таким художникам мы относим О. Т. Гончара, так как автор изображал в своих произведениях все то, что болело, что пекло, что провещало в будущем катастрофу для народа, для будущего.
ИДЕЯ ДУХОВНОГО БОГАТСТВА ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ О. ГОНЧАРА «СОБОР».«Собор» - один из первых произведений в литературе ХХ столетие из экологии в широком понимании слова - это и сохранение архитектурных памяток, и народной песни, и души человеческой - а это или не самое главное в жизни народа. Автор затрагивает самые болезненные проблемы в современной жизни, он осуждает цинизм, карьеризм, равнодушие к красоте, жестокость. В названии романа воплощенные не только понятие сооружения - святого храма, но и святого храма души человеческой. Красной нитью через все произведение проходит мысль о сохранении собора души. Действие происходит в селе Зачиплянка, но, как и в большом городе, здесь можно столкнуться с людьми нищими и людьми с душой высокого полета. Самое их отношение к собору, облупленному и в тот же время величественного, определяет суть каждого. Даже ночь «…заколдованная видением собора, заслушанная немой музыкой его округлых, гармонично объединенных куполов, нарастающих ярусов, его певучих линий».
СОБОР КАК СИМВОЛ ДУХОВНОЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ ОЛЕСЯ ГОНЧАРА. У каждого человека слово «собор» вызывает свои особые ассоциации. Кому-то воображается служба в храме, кому-то - блеск крестов на башнях в предвечерье, кому-то - величественная панорама города со златоверхими церквами. Все эти представления сугубо индивидуальные, но есть между ними общая черта - ощущение величия и неповторимости. Недаром же в давность соборами называли собрание большого количества людей для обсуждения важных вопросов религиозного или другого значения. Итак, слово «соборность» (единство, единение) есть родственным к слову «собор». Проблема сохранения ценного исторического памятника в романе Олеся Гончара приобретает гражданское звучание, так как этот образ олицетворяет величие человека-творца, человека-воина, человека-гражданина.