На протяжении обучения в школе я познакомился с баснями Е. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова. Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту. Уже в 5-7 классах мы учили критически оценивать события, углубляться в аллегорическое содержание басен, которые защищали интересы обиженных и угнетенных. Басни наших украинских баснописцев - это глубокие наблюдения жизни, в которых указываются критический ум человека, остроумный и донимающий юмор, демократические взгляды. Навсегда в моей памяти останутся мудрые слова П. Гулака-Артемовського из произведения «Господин и Собака»:
ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЗА КАРТИНОЙ И. ЕЖАКЕВИЧА «МАМА ИДЕТ!». Иван Ежакевич правдиво передал ситуацию из крестьянской жизни: родители пошли на работу, а наименьшего ребенка оставили со старшей сестричкой. Я думаю, что уже вечер, так как дети, ощущая, что скоро вернется домой мама, вышли ее встречать. А может, она уже спешит к детям, поэтому их глаза и личики засияли радостью. Фигуры детей художник срисовал с большой любовью. На девочке белоснежная рубашка, вышитая красными нитями, юбочка, сережки. Русые волосы украшены веночком из полевых цветов. Она держит на руках братца, которого завернула в мягкую домотканую ткань. Из всего видно, что дети любят друг друга. Подтверждением этого есть и доверчивый, спокойный взгляд мальчика, и материнская забота девочки о своем братце. Через портреты детей художник показал высокую духовность членов семьи, порядок и сердечность в их отношениях. Спокойные, улыбающиеся личики, любящие взгляды, чистая, опрятная одежду подчеркивают, что в семьи властвуют согласие и благополучие. Краски использованы очень умело, но поражает богатство оттенков: от темно-коричневых до золотистых. Картина ненасыщенная мелкими деталями, поэтому читается легко, привлекает особое внимание, запоминается.
Сочинение по повести Г. Тютюнника «Климко». Война несет горе всем. Кровь, боль, страдание обиды за судьбу взрослых, которые с оружием в руках пошли на фронт. И как чувствовали дети и подростки, много из которых остались без заботы старших, без крыши над главой, перед ежедневной смертельной опасностью? На себе, своей судьбе ощутил черное дыхание смерти и Григор Тютюнник. Позднее, став писателем, он не смог не описать тех страхов, которые ожидали судьбу поколения. Рассказ о детях войны - основная тема его творчества, в частности повести «Климко». Главный герой, как и сам писатель, остался сиротой, воспитывался у дяди, пока тот не погиб от немецкой бомбы.
У каждого из нас есть в жизни Учитель в высочайшем понимании этого слова: мудрое руководство, суровый наставник, кроткий помощник. Поэту Владимиру Сосюре повезло - в его жизни был учитель, который завоевал уважение и искреннюю любовь своих учеников. Ему посвятил поэт свой стих через много лет после окончания школы. Признательный ученик помнит мельчайшие и простейшие детали его внешности: «тихие карие глаза и кашель… сухой». И это неслучайно: учитель-наставник стал родным, близким человеком. Особой доверчивости, интимности стиху предоставляет его форма - обращение к учителю. Это будто исповедь, отчет взрослого человека. Автор
Сочинение по дилогии Г. Стельмаха « Гуси-Лебеди летят», «Щедрый вечер». Среди многих произведений Михаила Стельмаха отдельно стоят две повести - « Гуси-Лебеди летят», «Щедрый вечер». Автобиографические произведение по своему смыслу, оно передает ту атмосферу, в которой возрастал и формировался маленький Мишутка, раскрывают тайну его детских переживаний и мечтаний. Мы видим героя в обычных ежедневных хлопотах сельского человека: он пасет лошадку, собирает грибы, ягоды, помогает родителям по хозяйству. Но жизнь его нельзя назвать серой и будничной. В мире детства мальчик будто слился в одно два начала: сказочное и реальное. Так и возрастает он среди замечательной загадочной природы, веря и не веря в тайну жар-птицы, выглядывая по садочкам и левадам лето, которое оставляет по себе то расцветшая земляника, то спелые вишни. Мишутка - непоседливый, хулиганистый, и, вместе с тем, доброжелательный и чуткий. Есть у Мишутки и еще одна черта, которая выделяет его из других детей : «слабость» или «глупость», по словам односельчан ненасытная - жажда к чтению. Мишутка читает все подряд, что не успели докурить в «селе». Ради возможности читать он терпит много неприятностей: и сетование матери, и насмешка других детей. Но то влечение к знаниям не осталося напрасным: Мишутка с удовлетворением и успехом учится в школе. Поражает рассказ его об отцовской киреи. В ней носил его отец к школе зимой, когда Мишутка не имел обуви, «я чуть не заплакал и из сожаления, и от той радости, что отец не даст мне покинуть науку». С признательностью упоминает Михаил Афанасьевич обо всей своей семье. Непросвещенные, бедные люди имели красивые благородные души. « Мать первая в мире научила меня любить росы, легенький утренний туман», «она первой показала, как плачет от радости дерево, когда поступает весна». С особой теплотой говорит Стельмах и о своем дедушке и о своей бабушке. «Ни одна крошечка житейской грязи не выползла из двора моих дедов, нехорошее слово из их уст не затронула ни одного человека». А «из необыкновенной деликатности дедушки испытывали удивление и понемногу подсмеивались» соседи. Так как «где же выдано, так жалеть в крестьянстве женщину, как жалел он?»