| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Языковые проблемы в литературе

Предположим, они не знают. Так вот, ребята, это гипербола геометрическая, вы с ней еще познакомитесь поближе. Зачем она в литературе? Сейчас узнаем и это. Видите на доске эти две кривые? Они в гиперболе бесконечны, именно бесконечны. Никакой доски на них не хватит. Если их продлить мысленно, куда они уйдут? Правильно, одна устремится в небо, в космос, как ракета, а другая пройдет сквозь землю и… опять выйдет в космос! Назовем ли мы эту кривую просто большой? Или как-то сильнее? Лучше сказать - это сверхбольшая линия. Никогда не видали таких сверхбольших предметов? Не беда, теперь мы сами придумаем что-нибудь сверхбольшое.

Тут фантазия детей получает свободу, учитель может составить даже таблицу понятий, “созданных” учениками. И ведет объяснение далее: по-гречески “сверх” - это “гипер”. В нашем языке много этих понятий с “гипер”! В одной медицине их сколько! Это гипертония - повышенное давление, гиперсомния - повышенная сонливость и т. д. Сколько, по-вашему, слов с этой приставкой в русском языке? Их более полусотни. Можете проверить по “Советскому энциклопедическому словарю”. Среди них и наша гипербола с ее двумя значениями - математическим и художественным. Первое мы видим на доске. Второе - всюду: в нашей речи, в нашем воображении, в музыке (фортиссимо), скульптуре (гигантская статуя сфинкса), живописи (портрет огромного масштаба), литературе (преувеличенные сравнения, образы великанов). Зачем все это нужно, вы сами догадаетесь. Правильно, гипербола помогает привлечь наше внимание к чему-то, подчеркнуть значительность изображаемого. А как вы думаете, всегда ли она хороша и полезна, художественно оправданна? Нет, конечно! Гипербола вредна в самом прямом смысле, когда, например, рок-музыканты наращивают децибеллы и дают гиперзвук, от которого люди глохнут. Фальшивые сверхгигантские статуи и портреты вождей, которые подавляют человека, унижают его. Значит, в гиперболе, как и вообще в любом деле, нужно чувство меры. Будем вместе вырабатывать его.

На следующем уроке или факультативном занятии словесник может от гиперболы перейти к литоте как тропу противоположной направленности. Преуменьшение по существу тоже имеет целью привлечь внимание к объекту, только обратным способом. А крайности, как известно, могут сходиться. Вот и подумаем, может ли гипербола обернуться литотой и наоборот? Точнее, может ли один объект быть то гиперболой, то литотой?

Если дети затруднятся с ответом, учитель приведет им пример из “Путешествий Гулливера”, разбираемый в четвертой главе этой книги. Или такой простейший случай из жизни. Петя и Вася ходили на рыбалку. Петя поймал окуня длиною пятнадцать сантиметров, а Вася оказался без улова. Встречают они приятеля. Петя хвалится: “Я вот какого поймал!” - и разводит руки на полметра. Вася ехидно “уточняет”; “Нет, окунек вот та-кусенький” - и демонстрирует расстояние в три-четыре сантиметра. Так одна рыбка стала в интерпретации двух мальчиков и гиперболизированным и литотированным образом. Пусть все дети из класса напишут дома сочинение о том, как они или их знакомые пользуются в жизни этими двумя взаимосвязанными художественными приемами. А учитель в дальнейшем не упустит случая снова и снова активизировать их мышление. Это будет реальным вкладом в эстетическое воспитание детей.

В таком же духе, то есть без схоластики и догматизма, желательно знакомить школьников с такими категориями искусства, как метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гротеск, юмор, сатира, ирония, сарказм, идеализация, индивидуализация, типизирование и т. д. Важно, чтобы дети увидели два диалектически связанных аспекта всех этих явлений: их устойчивость - они же существуют тысячи лет! - и текучесть, вечную изменчивость, их “отгороженность” друг от друга и в то же время постоянное взаимодействие, взаимопереходы. Нет нужды прибегать при этом к сложным философским рассуждениям, непонятным ученику. Достаточно простых примеров, в изобилии предоставляемых учебниками и хрестоматиями. Изучается, скажем, в VIII классе “Полтава” Пушкина, эпизод Полтавского боя из песни третьей:

  • …Выходит Петр.
  • Его глаза Сияют.
  • Лик его ужасен.
  • Движенья быстры.
  • Он прекрасен,
  • Он весь, как Божия гроза.

По этим четырем строкам можно провести целый урок. Во-первых, они исполнены движения, динамики. Недаром С. М, Эйзенштейн в своих работах дает блестящие образцы анализа пушкинских стихов в плане их кинематографичное. Во-вторых, “автология”, прямая поэтическая речь, лишенная тропов, естественно соединяется в этих строках с различными приемами. “Глаза сияют” - это метафора, взятая прямо из разговорной речи. Смысл ее - высокое горение души, пламень чувств, одушевляющих героя. “Ужасный лик” - своего рода гипербола, метафорически подчеркивающая тот великий страх, который испытывают враги императора. Петр “ужасен” и одновременно “прекрасен” - это уже гротеск как соединение в одном образе резко противоположных качеств. И наконец, снова гипербола-сравнение, как бы обобщающая эти четыре строки, великолепный заключительный штрих в стремительно-эскизном портрете быстро движущегося Петра. Читатель, завороженный красотой этих строк, не успевает заметить, как легко, органично поэт “играет” тропами в тексте, как метафора у нега переливается в гиперболу, гипербола становится гротеском, а он, в свою очередь, уступает место новой, еще более мощной гиперболе.

Так создается героико-поэтический романтический образ великого полководца и государственного деятеля России, образ идеализированный, в обрисовке которого ощутимы и традиции классицизма.

Такая работа поможет преодолеть наивно-реалистическое восприятие литературы, столь характерное для большинства школьников и взрослых. Конечно, в таком подходе к искусству есть своя “сермяжная правда” - люди, отбрасывая все “ухищрения” художника, видят в образах героев живых реальных людей и реагируют всерьез на их поступки. Да и сами творцы часто воспринимают своих персонажей как реальных лиц. Тем более что у них есть смутное, стихийное представление о разнице между ними: “Так только в кино показывают…” Опираясь на эти элементарные понятия и надо формировать у детей развернутую концепцию художественного образа и образа, так сказать, мыслительного, складывающегося в нашем сознании и подсознании.

Еще во времена Аристотеля возникла аналогия между произведением искусства и живым организмом. Действительно, в обоих случаях мы имеем дело с чрезвычайно сложными системами, в которых взаимодействуют многие подсистемы. А образ мы можем понимать как основную составную часть любого художественного создания. В школе немало говорится насчет образов героев, пишутся многочисленные сочинения на темы “Образ Павла Власова”, “Образы молодогвардейцев” и т. п. Пользы же от них мало, школьники за десять лет обучения так и не узнают, что такое этот самый “образ”! Плачевно-парадоксальная ситуация.

Работу по ликвидации подобной эстетической безграмотности желательно начинать не позднее V класса. Учитель ведет беседу примерно такого содержания: “Ребята, вы фотографировались когда-нибудь? Конечно! Вот ты, Галя, или ты, Саша, скажи, сколько у тебя твоих фотографий? Пять, десять, двадцать? Вполне достаточно для нас. Как вы думаете, на всех своих фото Саша одинаково выглядит? Наверное, нет. Это мы можем проверить, если он пожелает показать нам свои изображения на следующем уроке.

По материалам: Уроки мировой литературы в школе. Книга для учителя. Вахрушев

Страницы : 1 2


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Языковые проблемы в литературе . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz