Роман О. Гончара «Собор» - путь к духовному возрождению нации
В истории каждой литературы есть книги, которые обозначают вехи восхождения культуры того или другого народа к духовным высотам человечества. В украинской литературе XX столетия такой книгой, бесспорно, является «Собор» Олеся Гончара, который нанес тоталитарной тирании таких ударов, после которых начался ее распад, крах. Этот выдающийся, этапный роман стал в борьбе с деспотией тем разительным, неотразимым оружием, которое не просто привело к поражению гнилого режима, а и вывело украинский народ на дорогу национального возрождения. «Собор» сыграл роль не столько инструмента развала, сколько единения соборности сил украинства для создания нового, демократического устройства жизни. А такая книга стоит больше, чем просто выдающееся литературное явление.
«Собор» - шестой роман Олеся Гончара, писателя, увенчанного к тому времени уже всеми возможными наградами, а, следовательно, «идеологически выдержанного». Тем большим выдался удар по режиму, нанесенный «Собором». В нем писатель властно, во весь голос поднял тему борьбы против духовного браконьерства, карьеризма, прислужничества. Произведение получило положительные рецензии критиков и литературоведов, писателей и читателей. Все они дали высокую оценку новому роману Олеся Гончара. И вдруг, вокруг «Собора» забурлила, закружилась черная туча вранья и шельмования, а вскоре роман был запрещен, изъят из книжных магазинов и библиотек. Тень запрета лежала на «Соборе» почти двадцать лет. Но этим запретом режим лишь закрепил свою фатальную ошибку, проявил лицемерие своей политики, которая считала нормальным насилие над духовностью, над талантом. Победителем в этом открытом поединке с системой выйдет Олесь Гончар, который, может, впервые так наглядно продемонстрирует высочайшее достоинство таланта - его неподкупность. Но это не было ни какой-то случайностью, ни внезапным прозрением автора. Гончар шел к «Собору» вместе с обществом, а если точнее, то, как это всегда выпадало большому таланту, - опережая его в видении и прекрасного, и безобразного, в пророчестве грядущих драм и испытаний, взлете человеческого духа и поражений низких идеологических построений. Еще ранними своими произведениями писатель привлек внимание и читательской элиты, и массового почитателя чрезвычайной художественной честностью и моральным здоровьем, неумением подстраиваться под стереотипы как книжные, так и общественные.
Итак, «Собор» был закономерной, последовательной ступенькой в познании зловещей эпохи обмана и лицемерия, в раздумьях о тяжелом пути родного народа в поисках своего места в мировой цивилизации. Эта дума выдающегося современного писателя была логическим продолжением той определяющей линии украинского писательства на духовное и государственное возрождения нации, которая связана с именами Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Ивана Франко, Леси Украинки, Михаила Грушевского, Владимира Винниченко, Николая Кулиша, Александра Довженко, которая так гениально просияла в молодой поэзии Павла Тычины и воскресла в новой эпохе в слове «шестидесятников». Олесь Гончар - писатель, который в своем творчестве всегда доискивается правды. Это мы видим и в романе «Собор», который посягнул на основы системы. «Собор» ударил в самое ее сердце! Когда Тычина писал в двадцатых годах «все гниль, все плесень партийно-выборных порождений», то Гончар в преддверии провозглашения «развитого социализма» во весь голос сказал о бездуховности построения на этой гнили и плесени системы. Системы, которая лицемерно назвала себя наследницей вековых достояний человеческой культуры, и отвергла главное - духовность, красоту, впрочем, на словах отбивая им поклоны. Во весь голос писатель сказал, что обществом правят невежды, браконьеры.
В своем романе художник писал не о переживании сталевара возле огненной лавы или комбайнера в порыве к рекорду, а о материях тонких, конструкциях несущих, тенденциях весомых, во всем мире оцененных как первостепенные для жизни человека и человечества. Гончар показывает конфликт режима с народом. Конфликт в главном, конфликт творцов и разрушителей, конфликт народа-строителя и браконьера-системы.
В романе четко выведена мысль-идея, она изображена откровенно и мужественно в раздумьях о ежедневных баталиях, «что их ведут строители с «браконьерами» «разных рангов в разных сферах», изображена в действиях «выдвиженца» Володьки Лебеды, в осквернении колхозным бригадиром юной Ельки, в уничтожении приднепровской природы, в дикой затее подорвать казацкий храм, одно слово, в таком наборе, таком букете художественных ходов, что только совсем бестолковый читатель не задастся после прочтения романа мысленным вопросом: а что же за погонщик погоняет нами, что же за режим благословляет всю эту антигуманную, античеловечную, антиестественную канитель, браконьерскую не только относительно человека, а и ко всему живому, не лишенному духа и здравого смысла?
Ответы на все эти вопросы - в романе. И первейший ответ - в той развернутой метафоре - образе собора, который и дал название роману. Что такое, в сущности говоря, собор в «Соборе»? Это целиком конкретный христианский храм, построенный казаками после разгрома Сечи. Но собор вместе с тем и воплощение высокого духа народного. Собором измеряется не только мера духовности, а и общественная сущность человека, он, как рентген, просвечивает умы, души, позиции, величие и низость, благородство и подлость, чистоту и вырождение.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Роман О. Гончара «Собор» - путь к духовному возрождению нации . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: