Обзор-рецензия кубинской литературы
Кубинская литература имеет свои давние традиции, связанные с именем Хосе Марти. После его смерти лишь отдельные видные прозаики время от времени обращались к юному читателю, специализируясь, в основном, на коротком рассказе. Здесь следует назвать известного новеллиста Энрике Серпу (1899-1968) и писательницу Рене Мендес Капоте, которые в своих рассказах для детей воссоздали героические страницы борьбы за национальную независимость. Не останавливаясь на творчестве замечательного кубинского поэта Николаса Гильена, о котором будет сказано ниже, следует отметить, что до победы кубинской революции детская литература оставалась на положении золушки.
Вскоре после установления народной власти создается специальное детское издательство «Эдитора хувениль», во главе которого стал детский писатель Эрминио Альмендрос - человек ярких и разносторонних дарований. Эрминио Альмендрос (1899-1974) родился в Испании, где в течение ряда лет руководил различными школьными учреждениями. После падения республики он покидает Испанию и переезжает на Кубу, где читает лекции в университете Орьенте. В период батистовской диктатуры Альмендрос был несколько раз арестован, а затем эмигрировал в Колумбию. В народной Кубе Альмендрос ведет большую просветительскую работу по воспитанию молодого поколения.. Его перу принадлежат многочисленные учебники, детские альманахи, книги для чтения. В 1965 году Альмендрос написал ‘для детей книгу «Наш Марти», а позже «Этюды о детской литературе» (1971). Под руководством Альмендроса «Эдитора хувениль» переиздает лучшие произведения детской литературы прошлого и выпускает в свет книги, положившие начало детской литературе Кубы.
Перед этой литературой стояли большие задачи: надо было решить вопросы воспитания детей в новых социально-политических условиях, показать те огромные перемены, которые происходили и происходят на Кубе. Отличительной чертой детской литературы становится политическая актуальность содержания, разнообразие тематики. Писателей привлекают новые темы: борьба кубинских «милисианос» против банд наемников, кампания по ликвидации неграмотности, школьная жизнь, пионерская работа и многое другое. Тема воспитательного значения коллектива в становлении личности нашла свое отражение в получившей большую известность книге Алисии Миранда «Бекадос» - сборнике рассказов о жизни кубинских школьников, находящихся на полном государственном обеспечении. Эта книга была удостоена премии Национального совета по культуре.
Для авторов, пишущих для детей, устанавливается ежегодная премия, которая называется «Золотой возраст» в честь журнала, издававшегося Хосе Марти. Внимание, уделяемое детской литературе, приводит к тому, что все большее количество литераторов разных поколений обращается к темам, интересующим юного читателя. Будучи признанным мастером кубинской литературы, начала писать для детей Дора Алонсо. Ею написано множество детских рассказов, пьесы для кукольного театра, радиокомпозиции, автобиографическая повесть «Процеженная вода». Заслуженной популярностью пользуется ее повесть «В поисках черной чайки», изданная также на русском языке. Книга знакомит со многими увлекательными приключениями двенадцатилетнего мальчика, отправившегося вместе со своим взрослым другом - ученым искать редкую птицу. Герой повести чувствует себя ответственным за то новое, чем живет его страна. Перед глазами маленьких читателей проходят картины жизни Кубы после революции. В повести много интересного познавательного материала. Однако увлечение общественной тематикой приводит к некоторым художественным просчетам: местами книга несколько наивна и не чужда морализации.
Известный писатель Феликс. Пита Родригес (р. 1909) обращается к теме интернационального воспитания подрастающего поколения. В 1969 году он издает книгу рассказов «Дети Вьетнама», посвященную освободительной борьбе вьетнамского народа, которая всегда привлекала особое внимание кубинцев, видевших в героическом Вьетнаме братскую страну, защищающую свою независимость и свободу. Неудивительно, что эта тема нашла своего выразителя в лице писателя-антифашиста, сражавшегося с оружием в руках в рядах защитников Испанской республики.
Главной темой писателей сКубы является показ сегодняшнего дня острова Свободы. Основной жанр, в котором работают ныне кубинские прозаики,- короткий рассказ. В своих произведениях они стараются показать связь между миром детей и теми важнейшими проблемами, которые приходится решать взрослым, воспитывают уважение к труду, к обществу. Рассказы Серафина Киньонеса, Рафаэля Эскобар Линареса, Хосе Мануэля Отеро утверждают идеи активного гуманизма, отображают то новое, чем отмечена жизнь народной Кубы. Рассказы большинства названных выше писателей представлены в сборнике «Меня зовут Коадовальдо Эррера», выпущенном в 2006 году издательством «Детская литература». Эта интересно задуманная и хорошо оформленная книга представляет собой как бы литературный путеводитель по дорогам кубинской истории - от истоков борьбы за независимость до наших дней. Стихи Николаса Гильена, проходящие через всю книгу, являются тем связующим элементом, который объединяет все рассказы сборника.
Имя Николаса Гильена, крупнейшего поэта, широко известно во всем мире. В стихотворном цикле «Песни для солдат и соны для туристов» (1937) поэт снова повторяет:
- Рыжие янки,
- вы здесь, как дома,
- в каждом кармане
- бутылка рома.
- Вы здесь в почете,
- вас развлекают,
- едите, пьете,
- вы здесь живете -
- я умираю.
- Вас ждет обед,
- а у меня и хлеба нет,
- и хлеба нет.
- (Перевод И. Эренбурга)
Тема борьбы за подлинную независимость отчизны проходит через все творчество Гильена. Поэт ясно видит, почему страдает его родина. Логика борьбы за свободу своей родины приводит поэта в ряды борцов за свободу всех народов. И когда начинается первая схватка с фашизмом, Николас Гильен отправляется в Испанию. Почти год провел он вместе с солдатами Республики. В 1938 году издается сборник его репортажей «Люди республиканской Испании», написанный совместно с писателем Хуаном Маринельо. В Испании Гильен становится коммунистом. В годы второй мировой войны поэт настойчиво борется за оказание помощи Союзу, активно сотрудничает в коммунистической печати. В послевоенные годы Гильен становится одним из виднейших борцов за мир. В 1954 году ему присуждается международная премия «За укрепление мира между народами».
Стихи Николаса Гильена, хотя написаны и не для детей (специально для детей поэтом написаны «Поэма о детях», «Флорипокдито» - сказка для кукольного театра, ряд стихотворений), но музыкальность, непосредственность и яркость делает их близкими и понятными юному читателю. Избранные стихи Гильена вышли на русском языке в серии «Поэтическая библиотечка школьника».
В современной кубинской литературе для детей появляются все новые и новые имена. В последние годы большую известность получили книги молодой писательницы Нерсис Фелипе, удостоенные различных литературных премий. В 1974 году она завоевывает премию «Золотой возраст» за стихотворный сборник «Пусть они поют». В последующие два года ее книги «Рассказы о Гуане» (1975) и «Роман Эле» (1976) отмечены премиями «Каса де лас Америкас» («Дом Америки»). В этих книгах писательнице удалось с большим мастерством показать внутренний мир своих героев. «Рассказы о Гуане» (небольшом селении в окрестностях города Пинар дель Рио) состоят из четырнадцати коротких глав-воспоминаний маленького мальчика о своих близких и о своем дедушке, на похороны которого он едет. Перед мысленным взором ребенка проходит все, что у него связано с дорогим ему человеком, и читатель вместе с героем книги постигает ту жизнеутверждающую философию, которую мальчик воспринял от своего деда. Вторая книга, повествующая о жизни маленького чернокожего слуги Эле (действие происходит накануне революции), рассказывает о пробуждении сознания ребенка, о рождении у него чувства собственного достоинства.
Страницы : 1 2
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Обзор-рецензия кубинской литературы . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: