Сказки А. С. Пушкина протест против самодержавия
Сказки помогли поэту обогатить русскую литературу новым поэтическим жанром, развить идеи народности и демократизма, создать в сказочных персонажах и конфликтах образцы глубоко народной социальной сатиры. В «Сказке о Золотом петушке», которая написана в 1834 году и впервые напечатана в 1835-м (журнал «Библиотека для чтения»), создан сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку». Именно поэтому бездумно соглашается царь выполнить первую просьбу звездочета, подарившего ему Золотого петушка. Царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место сластолюбивому восторгу перед шамаханской царицей. В то же время царь показан далеко не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь: «Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон».
Особенно четко демократические идеи Пушкина отразились в незаконченной «Сказке о медведихе» (1830), где сатирически, в образах зверей, высмеиваются правящие сословия - от дворянского до церковного.
- Прибегал туто волк дворянин,
- У него-то зубы закусливые,
- У него-то глаза завистливые.
- Приходил тут бобр, торговый гость,
- У него-то бобра жирный хвост.
- Приходила ласочка дворяночка,
- Приходила белочка княгинечка,
- Приходила лисица подьячиха,
- Подьячиха, казначеиха…
Дворянам, князьям, купцам даются эмоционально окрашенные отрицательные характеристики (зубы закусливые, глаза завистливые, жирный хвост). Симпатии Пушкина в этой сказке целиком на стороне народа, поэтому только крестьянин, зайка-смсрд, изображен в сказке тепло: «Прибегал тут зайка-смерд, зайка бедненький, зайка серенький…» Враждебное отношение А. С. Пушкина к самодержавно-крепостнической власти ярко проявилось в том, что положительные герои всех его сказок - люди из народа: трудолюбивый, находчивый и веселый работник Балда («Сказка о попе и о работнике его Балде»); бескорыстный, добрый, невзыскательный труженик-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»). Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его активная борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.
Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы:
- Но жена не рукавица:
- С белой ручки не стряхнешь
- Да за пояс не заткнешь.
- («Сказка о царе Салтаке».)
- Ждут бывало с юга, глядь,- Ан с востока лезет рать.
- («Сказка о Золотом петушке».)
- «Дурачина ты, простофиля!
- Выпросил, дурачина, корыто!
- В корыте много ли корысти?..»
- («Сказка о рыбаке и рыбке».)
В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон»).
Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
- В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря…
- («Сказка о царе Салтане».)
- Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела…
- Царь скопца благодарит, Горы золота сулит.
- («Сказка о Золотом петушке».)
- И к царевне наливное, Молодое, золотое, Прямо яблочко летит-Отвечает месяц ясный…
- («Сказка о мертвой царевне».)
В его сказках широко применяется народнопоэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»). Картины русской жизни и изображение персонажей из разных социальных слоев даны реалистически. Поэт с художественной точностью отбирает бытовые детали и воссоздает колорит той или иной эпохи и места действия. Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фанта зии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница. Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки - в царицу; лебедя - в прекрасную девушку; князя Гвидона - в комара, шмеля, муху» Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.
Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к героям. Они помогают решать задачи идейного, эстетического, нравственного воспитания детей. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек реакционных детских писателей. Произведения Пушкина пробуждают чувство любви к родине и являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие литературы.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сказки А. С. Пушкина протест против самодержавия . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: