Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет “серебряный век” звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.
Достоевский - создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония - многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные - «антиподы». Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его теории отражают так называемые «двойники» (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные - антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня).
Интересно сопоставить повестьТургенева “Вешние воды” и рассказ Чехова “Ариадна”. На “сходство по теме” этих произведений обратил внимание Ю.Николаев.
И Тургенев и Чехов описывают драматическую судьбу двух мужчин (Санина и Шамохина), попавших в кабалу к красивым хищницам - Полозовой и Ариадне. Правда, разрешение этой сходной ситуации во многом различно. У Тургенева - в драматичном, и даже в трагическом ключе, а у Чехова - в обьективно-иронической манере. Пожалуй, главное, на что следует обратить внимание, - несоответствие внешней красоты и хищной натуры этих двух женщин. Чехов, как всегда, дает подробное описание физических данных Ариадны: “Это была брюнетка, очень худая, очень тонкая, гибкая, стройная, чрезвычайно грациозная”. Далее рассказчик продолжает: “… у природы, когда она творила эту девушку, был какой-то широкий изумительный замысел”. Тот же Самохин придает ее красоте какую-то сверхъестественную бесовскую силу: “в ней уже сидел бес, который день и ночь шептал ей, что она очаровательна, божественна … воображала себя в будущем не иначе как очень богатую и знатную”.
Тургенев видел в любви великую духовную силу. Ученые, в частности Г.Б.Курляндская, писали о сильных романтических тенденциях в ее изображении. Правда, следует иметь в виду разные типы любви в тургеневских произведениях: с одной стороны, любовь - великая духовная сила, пробуждающая личность к созиданию, - любовь тургеневских женщин (Наталья Ласунская в “Рудине”, Елена Стахова в “Накануне”, Марианна в “Нови” и т.д.). Символическим описанием зтой любви являются слова Тургенева в “Вешних водах” о первой любви Санина и Джемин: “Первая любовь - та же революция; однообразный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, чтобы там впереди ее ни ждало, смерть или новая жизнь; - всему она шлет свой восторженный привет”.
Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова еще в начале 1901 года, но только к началу 3903 года он оформился настолько, что драматург начал работать над пьесой; писал он ее почти год (закончил 13 октября 1903 года). Работа продвигалась медленно: слишком необычна была пьеса по сравнению не только со всей до чеховской драматургией, но даже с предыдущими его пьесами. Автор, видимо, сначала затруднялся, определить жанр произведения, и только 2 сентября 1903 года он пишет Немировичу-Данченко: «Пьесу назову комедией». Чехов настаивал на том, что «Вишневый сад» - комедия, и был недоволен, когда в афишах Художественного театра пьеса была названа драмой. Ошибка произошла потому, что современники (в том числе и руководители Художественного театра) не сразу прочувствовали идейный смысл произведения. То, что Раневская изображена симпатичной и обаятельной женщиной, было воспринято как сочувствие автора уходящему прошлому; в том, что рушились устои красивого дворянского быта, современники Чехова увидели тяжелую драму русской жизни.