Продолжение, развитие и трансформация традиций символизма в лирике XX столетия
Родившись во Франции в II половине XIX столетие, символизм в начале XX столетия распространился на другие литературы: немецкую, норвежскую, бельгийскую, русскую, украинскую и др. Он принес новые нетрадиционные средства выражения в искусстве, новые формы художественного мышления, в центре которого стоял символ - художественный образ, внутренняя сущность его беспредельно глубокая и неисчерпаемая. Русский символизм, ориентируясь на французских символистов и их предшественников (Верлена, Бодлера, Рембо), активно развивался на протяжении двух десятилетий (1890-1910). Русские символисты вступили в литературу двумя потоками. Сначала Дм. Мережковский, В. Брюсов, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др., со временем К. Бальмонт, О. Блок, В. Иванов, С. Соловьев и др. Между старшими и младшими символистами было много общего, но была и важная разность. Старшие ориентировались на западное искусство, и корни русского символизма усматривали в мировой многовековой культуре. Они были космополитами, считали, что истоки мирового символизма находятся в глубине времен, еще в философской системе Платона.
Младшие больше ценили национальную подпочву русского символизма. По их мнению, Достоевский - один из предтеч символизма в прозе, в поэзии - Жуковский, Тютчев, Фет. Что же к философии то она происходит от философии Владимира Соловьева.
Первых пять лет XX столетие в русском символизме преобладал утвердительный, торжествующий, патетичный дух. Именно тогда появились лучшие книги К. Бальмонта «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовью», О. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
- В мире широком, в мире шумящем
- Мы - гребень встающим волнам.
- Странно и сладко жить настоящим,
- Предчувствием песни полна.
- Радуйтесь, братья, верным победам!
- Смотрите на даль с вышины!
- Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом
- Мы - гребень встающей волны.
- (В. Брюсов)
Но в целом в этом течении властвовали трагические, пессимистические расположения духа. Трагизм этот заложен в самой системе символизма. Познание вечного - вечное. Символисты понимали, что вечные тайны мира могут быть разгаданными, выясненными. Это внутренний фактор трагизма символистского творчества. Кроме того, русские символисты - люди исторической границы, конца эпохи, их искусство проникнуто ощущениям кризиса, конца, близкой смерти, даже апокалипсиса. Они очень чувствительные к в свое время, в творчестве отразился общий кризис исторического развития: первая мировая война, революции, социальные катастрофы («Двенадцать» Блока, «Петербург» Белого, «Мелкий бес» Сологуба и др).
- Надо мной небосвод уже рядов,
- Черныш сон тяготеет в грудь.
- Мой конец, предначертанный близок,
- И война, и пожар - впереди.
- (О. Блок)
Одним глубоко философичным поэтом среди русских символистов был Александр Блок, по определению Анны Ахматовой, «трагический тенор пор», «что с чрезвычайной лирической силой выразил в ней поиск своего идеала». Уже в первой книге «Стихи в Прекрасной Даме» (1904) звучит мечта поэта о царстве гармонии, которое возникнет из современного мира, который погряз во зле и пороках, но спасенного Мировой Душой, Вечной Женственностью. Мировая Душа, Вечная Женственность есть здесь символом гармонии и красоты, добрая, духовным началом всего живого. Этот символ был главным в ранних произведениях Блока, и можно сказать, что в какой-то мере он, трансформируясь (Вечная Женщина, Дева, Зоря), прошел сквозь все творчество поэта.
С темой Родины связанный блоковский образ-символ Невесты, Светлой Женщины, которая все поймет и все извинит, впустит в свой уютный дом и, обнимая, скажет: «Здравствуй! Где был, пропадал?» Лирическое чувство Родины пробудилось у поэта очень рано, еще в детские года. И теперь, когда он ищет свой идеал не в мистическом, а здешнем «страшном миру», то находит его на пространствах своей трагической Родины - России. Она становится Прекрасной Дамой поэта, его некогда не стареющей любимой.
Оставаясь лириком-мечтателем, Блок продолжает всегда стремиться к высочайшему идеалу. Он возражает «старый мир» и без нерешительностей принимает революцию, так как связывает с ней надежду на преобразование земли, на возрождение человечества для идеальной совершенной жизни. Его поэма «Двенадцать» - последний этап паломничества в стране идеала. Здесь Прекрасная Дама приобретает новую трансформацию, и появляется еще один символ - Иисус Христос - символ нового придуманного Блоком гармонического мира.
Украинская поэзия конца XIX начала XX столетие, преодолевая народничество из него довольно утилитарным пониманием искусства (переживание над горькой судьбой народа), также созревшая к символизму, благоприятным грунтом которого была достаточно романтическая украинская ментальность.
Украинский символизм прошел в своем развитии две фазы:
1) пресимволизм 1900-1910 (М. Вороной, О. Олесь, Г, Чупринка и др.)
2) символизм 20-х лет (П. Тычина, Я. Савченко, Д. Загул и др.) Пресимволисты лишь готовили появление символизма. Отображение субъективных переживаний и ощущений становится основой их лирики. Они вводят в лирику тему города; противопоставляют поэтической одухотворенности будничность; утверждают неудержимое стремление человека к красоте, свету, постижению космоса (М. Вороной «Икар», «Солнечные волны»). Пресимволисты не ищут для отражения своих чувств ярких и сильных образов, а удовлетворяются легкими намеками и очертаниями (О. Олесь), захватываются звучностью, музыкальностью стиха (М. Вороной, О. Олесь, Г. Чупринка).
- С кручиной радость обняла…
- В слезах, как жемчугах, мой смех,
- И со странным утром ночь слилась,
- И как мне разнять их?!
- В объятиях с радостью кручина.
- Одна летит, вторая останавливая…
- И идет между ними борьба,
- И сильнее кто - не знаю я…
Что касается символизма 20-х лет, то здесь более или менее последовательно сохраняют свое место или не все важнейшие эстетичные завещания западного символизма:
- синкретизм или синхронность разных чувств (смыслов) Бодлера (цвет, звук, запах, прикосновенье),
- верленовска музыкальность,
- драматические неожиданные словосочетания Рембо,
- музыкально-полифонические многоплановые образы-символы Малларме.
Тем не менее, все эти поэтические средства французских основателей символизма были обогащены в поэзиях украинских символистов. Скажем, Павел Тычина, подхватывая более живучие из эстетичных средств западных символистов, дополнил их своим собственному уникально проникновенным и полным поэтическим охватом ритма («Солнечные кларнеты»). Шест стал, чуть ли не первый в мире поэтом-символистом, который положил ритм в основу не только музыкальности поэзии, а и как «конструктивный фактор» произведения, ощутил ритм как «упорядочную» силу, будто как средство антихаоса в творчестве - жизни - Космосе. Именно в таком ритме поэт искал преодоление разногласий, поэзии - жизнь - мира.
- Слушаю мелодию
- Туч, Озер и ветра.
- Степи, туч и ветра.
- Все мы сердцем звоним,
- Сном вином красным
- Солнца, туч и ветра.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Продолжение, развитие и трансформация традиций символизма в лирике XX столетия . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: