Приблизительно от середины до последней четверти XIX столетие «погоду» во всемирному (в т.ч. украинскому) литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, Бальзака, Флобсра, англичанина Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Довольно вспомнить произведения тех пор, которые вошли в казну всемирной литературы: «Приниженные и оскорбленные» (1861); «Игрок» и «Преступление и наказание» (оба 1866); «Идиот» (1868); «Бесы» (1871); «Братья Карамазовы» (1879-1880) Ф. Достоевского; «Война и мир» (1863-1869), «Анна Каренина» (1873-1877), «Воскресение» (1889-1899) Л. Толстого. Творчество Достоевского и Толстого стало вершиной не только русского, а и всемирного реализма. Они обогатили всемирную литературу (в частности и прежде всего жанр романа) уже самым взглядом на вечные проблемы человечества: признание-непризнание отдельной личностью общественных законов и норм, право «переступить» через эти законы и нормы («Преступление и наказание»); видением проблем войны и мира, войны и народа, «мысли народной» («Война и мир»); проблемы семьи, «мысли семейной» («Анна Каренина») и т.п.
«Искусство для искусства» или «чистое искусство» - это название конкретного количества эстетичных концепций, которые утверждают самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественные требования. Существуя из времен античности идеи «чистого искусства» оформляются в теорию к середине XIX столетие как реакция на позитивизм и прагматизм философы Просвещения и мелочность, расчетливость буржуазного общественного отношения. Воспринимая весь уклад жизни и возражение эстетичных идеалов, художнике и теоретики искусства стремились создать мир красоты наперекор действительности, относятся к искусству, как и определенной сферы эстетизма.
Как известно, Игорь отправился в поход на половцев 23 апреля, тайно от Святослава, но получив в помощь тюркский полк «ковуев» от Ярослава. Он избрал эту дату, видимо, потому, что она имела для него символическое значение (день памяти святого Георгия Победоносца, именины Игоря, христианское имя которого было Георгий) и, казалось бы, предвещала удачу похода29. Игорь пренебрег знамением, может быть, потому, что его отец Святослав Олегович был единственным из крупных представителей рода, который умер (1165 г.) без солнечного знамения. Но вскоре Игорь, Всеволод «Буй-Тур», Владимир Игоревич (возможно, и Олег Игоревич), Святослав Олегович убедились в том, что старая солнечная «судьба» Ольговичей возобладала над их христианскими надеждами.
Исследование солнечной символики в «Слове о полку Игореве», величайшем памятнике литературы и духовной культуры Древней Руси (XII в.), представляет исключительный интерес для историко-материалистического понимания как идейно-эстетической сущности памятника и миросозерцания его гениального автора, так и для раскрытия основ целостной символико-метафорической системы стиля произведения. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был - Сурья и Савитар, персов - Ормузд; ассириян - Издубар и Нимрод; вавилонян - Мардук; египтян - Озирис, Пта, Ра; финикиян - Геракл; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; германцев - Бальдер; славян - Даждь-бог, Хоре, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники - коляда; праздник Марены, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».
Короленко определил самое главное в творческом методе Толстого: гениальное умение соединить общее и частное, целое и отдельное, большое и малое, умение собрать и выразить все это в единстве и в движении, в развитии, во взаимоотношении и взаимодействии. Толстой, как никто до него, дал образцы художественного изображения движущихся, развивающихся событий и «текущих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. В отличие от многих других писателей Толстой не дает в начале произведения полных, исчерпывающих характеристик действующих лиц. Образ героя, его внешний портрет и, главное, характер раскрываются им в движении. Постепенно читатель узнает, как герой действует, о чем думает и говорит, какое впечатление производит на окружающих.