Развитие русской художественной прозы в раннем творчестве Толстого
Развитие русской художественной прозы во второй половине XIX века достигло вершины в творчестве Л. Н. Толстого. «…Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы,-писал В. И. Ленин,- что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе». Ясная Поляна перешла к Толстым от князей Волконских как приданое матери писателя, Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской. Отец Толстого, граф Николай Ильич Толстой, принадлежал к знатному, титулованному, однако, небогатому дворянскому роду. Он участвовал в войне 1812 года, в заграничном походе 1813 года, но слабое здоровье и расстроенное материальное состояние не позволили ему остаться в армии.
По болезни он вышел в отставку в чине подполковника, женился и занялся ведением помещичьего хозяйства. Как впоследствии вспоминал Лев Николаевич, отец его не хотел служить на государственной службе «по чувству собственного достоинства». Писатель ценил в отце любовь к просвещению и гуманное отношение к крестьянам.
Матери писатель не помнил: Мария Николаевна умерла, когда ему было полтора года. Но о ней часто вспоминали в семье. «…Она хорошо играла на фортепиано, и сверстницы ее рассказывали мне, - писал Лев Николаевич, - что она была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа». После смерти Марии Николаевны воспитанием детей занималась дальняя родственница Толстых Татьяна Александровна Ергольская. В воспоминаниях Лев Николаевич называет ее «замечательной по нравственным качествам женщиной», «твердого, решительного, энергичного и вместе с тем самоотверженного характера». Она окружила осиротевшую семью заботой, лаской и на всех оказывала самое благотворное влияние. Стремление к добру, к всеобщей - любви, забота о других - эти прекрасные качества, характерные для семьи Толстых, передавались от взрослых детям. Однажды старший брат, десятилетний Николенька, рассказал младшим детям о том, что он знает тайну, как сделать людей счастливыми. Эта тайна, по его словам, была написана на «зеленой палочке», зарытой на краю оврага в «Старом заказе». Толстой очень любил вспоминать, как он и его братья искали в лесу «зеленую палочку». Очевидно, великий писатель считал эту детскую игру провозвестницей его неустанных, на протяжении всей жизни, поисков счастья для людей. В условиях усадебно поместного быта к детям были близки слуги, взятые из крепостных крестьян. Близость к людям «низших слоев» сыграла большую роль в нравственном развитии будущего писателя. Однажды, уже в преклонном возрасте, писатель сказан в разговоре о декабристах: «Они, как и мы, через нянь, кучеров, охотников полюбили народ».
С детства Толстой тонко воспринимал красоту русской природы: хлебное поле во время уборки ржи, синеющий лес, березы в весеннее время. Он с интересом наблюдал за животными, очень полюбил лошадей, до глубокой старости хорошо ездил верхом. Детство Толстой называл самым счастливым временем своей жизни.
В 1837 году, в январе, семья Толстых переехала в Москву и поселилась на Плющихе. Писатель считал, что с этого момента начался новый этап в его жизни - отрочество. Через полгода после переезда в Москву семью постигло тяжелое горе: летом, в июне, находясь по делам в Туле, скоропостижно скончался отец. Дети остались круглыми сиротами. Младшим - Льву и Марии - было девять и семь лет. Через полтора года умерла бабушка, вслед за ней тетка, сестра отца, баронесса Остен-Сакен, являвшаяся опекуншей детей.
Для зачисления на военную службу следовало сдать экзамен. С этой целью Толстой отправился в Тифлис. Экзамен был выдержан. В 1852 году Толстой вернулся к брату фейерверкером. Вместе с военным званием он привез из Тифлиса и рукопись повести «Детство». «Детство» было опубликовано в журнале «Современник» в 1852 году, в сентябрьском номере, и положило начало трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность».
Картины жизни дворянской семьи в деревне и в городе, нравы и обычаи, взаимоотношения со слугами, обучение и воспитание дворянских детей - все это нашло отображение в трилогии. Названия повестей соответствуют трем этапам физического и духовного развития их главного героя - Николеньки Иртеньева, от лица которого ведется повествование. На каждом этапе своей жизни Николенька по-разному воспринимает окружающий его мир. Психология героя раскрыта Толстым с необыкновенной правдивостью и простотой.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о, ней?» Как самое раннее дорогое воспоминание детства возникает образ горячо любимой матери: «Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени».
Для Николеньки нежные, любящие мать и. отец, бабушка и старые слуги, ставшие почти членами семьи, учитель Карл Иванович - это все одно, в этом он сам. Он не сомневается в доброте и любви к нему старших, даже наказание приемлет от них по-детски доверчиво. В эту пору для него одинаково важно: и чтобы всё были счастливы, и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья.
Говоря о своей первой повести, Л. Н. Толстой признавался: «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть п поэзию детства». Это действительно было так. Повесть «Детство» обратила на себя внимание современников, а литературные гритики заговорили, о ее художественных достоинствах и своеобразии таланта автора.
О второй части своего произведения Л. Н. Толстой заметил: «Интерес «Отрочества» должен состоять в постепенном развращении мальчика после детства и в исправлении его перед юностью».
Вступая в пору отрочества, Николенька все чаще сталкивается с жизнью взрослых людей, и ему открываются новые стороны существующей действительности. Глубокая моральная перемена произошла с мальчиком по дороге в Москву, куда переезжала после смерти матери его осиротевшая семья. Сидя в бричке, Николенька и дочь гувернантки Мими Катенька ведут разговор о том, как теперь они будут жить в “Москве. «Все-таки когда-нибудь да мы разойдемся: вы богаты - у вас есть Петровское, а мы бедные - у маменьки ничего нет…» - говорила Катенька. «…Что ж такое, что мы богаты, а они бедны? - думал я,-и каким образом из этого вытекает необходимость разлуки? Отчего же нам не разделить поровну того, что мы имеем?» «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной?» - спрашивает Лев Николаевич Толстой устами своего героя-подростка.
Но влияние условий барской жизни мальчику нелегко преодолеть, в Николеньке порой проявляется высокомерное, пренебрежительное отношение к простым людям. Вместе с другими детьми из знатных и богатых семей он смеется над бедным разночинцем Иленькой Граном и его престарелым отцом. Но постепенно наблюдения и раздумья над жизнью заставляют подростка все больше задумываться над характерами и судьбой лиц, окружавших его. Он осознает запутанность материального положения своей семьи; разочаровывается в обожаемом отце, картежнике и эгоисте; понимает аморальность поведения брата. Вместе с тем Николенька все более убеждается в том, что простые люди обладают способностью к глубоким и сильным чувствам. Ему становятся понятны и горькая участь Карла Ивановича, сражавшегося против «злодея Наполеона», и трагедия, искалеченной жизни Натальи Савишны.
«Отрочество» (1854) утвердило за автором репутацию талантливого писателя. Н. Г. Чернышевский отметил в ранних произведениях Толстого «глубокое знание тайных движений психической жизни», умение выявлять «психический процесс, его формы, его законы», изображение «диалектики души» посредством «внутреннего монолога». Все это оказалось характерным и для последующего творчества Льва Толстого.
Страницы : 1 2
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Развитие русской художественной прозы в раннем творчестве Толстого . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: