Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» не может быть глубоко осмыслен без опоры на эстетическую теорию Чернышевского. Эстетика — «философская дисциплина, изучающая мир эстетических явлений (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.) и художественную деятельность человека». В эстетической теории рассматриваются два относительно самостоятельных «круга проблем:
1) природа и своеобразие эстетических ценностей; их роль в жизни человека и в развитии общества; особенности эстетического восприятия и эстетической практики; принципы и цели эстетического воспитания людей и
2) законы бытия, функционирования и развития искусства; отношение искусства к действительности и его внутренняя структура; многообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и ее исторических модификаций! (направлений, стилей, методов)».
Когда Чернышевский в 1853 г. писал диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», он «был уверен, что вместо старой, идеалистической эстетической теории он создает новую, материалистическую». «Теория искусства» Чернышевского была направлена против эстетической теории Гегеля3. Гегель содержанием искусства считал прекрасное. Истинно прекрасное могло быть только в искусстве. Для Чернышевского истинно прекрасное — в жизни, а искусство отражает жизнь, «причем не только одно прекрасное в ней»4. Он отвергает старое представление о сущности искусства и ставит искусство в ряд других отражений действительности.
Чернышевский создает «совершенно новый раздел» в учении об искусстве, «в котором искусство рассматривается уже не как определенное проявление понятия прекрасного, а как самостоятельное явление, имеющее свою форму, свою «сферу» и свое назначение, причем характерно, что собственно эстетические вопросы о прекрасном, возвышенном, трагическом и комическом рассматриваются уже как «частные элементы, входящие в состав… содержания» искусства. Вот этот новый раздел, служащий продолжением линии Аристотеля — Лессинга в представлениях об искусстве, и является собственно «теорией искусства» Чернышевского».
«Отношения искусства к действительности и направления анализа их Чернышевским можно сформулировать следующим образом. Во-первых, это самое общее отношение искусства к действительности как ее воспроизведение, исследование образной формы искусства; во-вторых, отношение искусства к своему предмету, «общеинтересному», а вместе с тем поиски законов развития искусства вслед за изменением предмета; в-третьих, это искусство как приговор над изображаемым, над жизнью, то есть отношение искусства к обществу и общественным интересам; наконец, в-четвертых, искусство как «учебник жизни», то есть проблема его назначения».
Содержание и построение диссертации Чернышевского:
1) диссертация построена как система доказательств и опровержений: Чернышевский ставит тот или иной вопрос, касающийся искусства, излагает основные положения идеалистов по этому вопросу, опровергает эти положения, выдвигает свою точку зрения и обосновывает ее;
2) главные вопросы, которые рассматриваются в диссертации: отношение искусства к действительности, содержание искусства, задачи искусства, основные эстетические категории (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое).
Каждая глава, кроме шестой, делится на маленькие главки или разделы. Наиболее важные из них в идейном отношении озаглавлены: «Гамлетовское испытание», «Первый сон Верочки», «Похвальное слово Марье Алексееве», «Второй сон Веры Павловны», «Третий сон Веры Павловны», «Теоретический разговор», «Особенный человек», «Беседа с проницательным читателем и изгнание его», «Отступление о синих чулках», «Четвертый сон Веры Павловны», «Письмо Катерины Васильевны Полозовой». Расположение глав и подглавок и их названия свидетельствуют о том, что по цензурным условиям на первый план выдвинуты проблемы хотя и актуальные, но более или менее безопасные — проблемы любви, брака, раскрепощения женщины. Главная проблема — революционного переворота, уничтожения классового неравенства, построения социализма — дана как бы на втором плане.
Чернышевский во время заключения в Петропавловской крепости проделал большую умственную, архитектоническую работу, чтобы построить это изумительное здание. Но еще важнее его внутреннее построение, которое идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
- Как писать сочинение на тему «Обобщающая характеристика литературных героев»
- Русская литература ренессанса и барокко
- Художественно-эстетичные поиски в зарубежной литературе второй половины XX столетия
- Пошехонская жизнь писателя в повести и рассказах
- Стиль поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»