Призыв к поискам человеческого счастья в творчестве Чехова
Приближался к закату XIX век. Век, начало которого, озаренное пламенем Отечественной войны 1812 года, дало гигантский толчок развитию национального самосознания русского народа. Век, принесший мировую славу русской литературе, живописи, музыке, науке. Гигантский взлет культуры - и в то же время неграмотность, невежество, невыносимая нужда основной массы народа. Общественные противоречия в России к концу XIX века достигли небывалой остроты. Россия шла к своей первой революции. Конец XIX века был переходным периодом, когда движение разночинной интеллигенции исчерпало себя, а рабочее революционное движение еще не развернулось в полную силу. Вопрос «Что делать?» стоял перед мыслящими людьми России.
В творчестве А. П. Чехова проявился горячий протест против пошлого мещанского благополучия и покоя, горячий призыв к поискам подлинно человеческого счастья и смысла жизни. Чехов был последним великим писателем разночинной интеллигенции, идейный тупик которой он отразил в своем творчестве. Писатель не .смог указать .реальный выход из тупика, но беспощадным осуждением существующей пошлости и умственного застоя он подвел черту под целой эпохой развития России. Эту историческую роль А. П. Чехова раскрыл основоположник литературы социалистического реализма А. М.Горький: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
- - Скверно вы живете, господа!»
А. П. Чехов не был связан с революционным
движением рабочего класса и марксистской теорией, ему не были известны перспективы общественного развития, поэтому в своих произведениях он как бы останавливается на пороге чего-то неизвестного. И все же в том, что он подводил читателя к этому порогу и даже пытался приподнять завесу будущего, проявилась его великая роль как ближайшего предшественника новой литературы - литературы социалистического реализма.
Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января) 1860 года в г. Таганроге в мещанской семье. Его отец, Павел Егорович, сын крепостного крестьянина, служил в приказчиках, потом стал владельцем бакалейной лавки, но торговле уделял мало внимания, разорившись, бежал от кредиторов в Москву. В этом человеке сочетались артистичность (он играл на скрипке, пел, руководил церковным хором, рисовал красками) и ревностная религиозность. Выросший в суровых условиях крепостного права, он считал строгость единственным средством воспитания детей. Впоследствии Чехов с горькой обидой вспоминал порки, перенесенные в детстве. Павел Егорович заставлял своих детей петь в церковном хоре, участвовать во всех церковных службах и спевках, продолжавшихся до полуночи почти ежедневно. Для детей не было ни воскресений, ни праздников. В своих воспоминаниях А. П. Чехов называл себя и братьев «маленькими каторжниками», говорил, что у него «в детстве… не было детства». Еще больше, чем церковное пение, возненавидел Антон Павлович лавку, в которой ему часто приходилось сидеть с пяти часов утра до одиннадцати ночи.
В чеховских рассказах за смешным все чаще выступает горькое, порой даже трагическое. Вот, например, содержание небольшого рассказа «Тапер» (1885). Отставной подполковник Присвистов, женатый на побочной дочери графа фон-Крах, выдавал дочку замуж за купеческого сына Ескимосова. Среди нанятых на свадьбу музыкантов был бывший ученик консерватории Петр Рублев. Невеста разговорилась с ним о музыке, но, когда ей что-то шепнули, она вспыхнула и, как ужаленная, отскочила от рояля. Смысл происшедшего Рублев понял со слов какой-то старушонки, стоявшей в передней: «Наша барышня не может без того, чтоб характера своего не показать. Увидала около фортепьянов молодца и давай с ним балясы точить, словно с настоящим каким… ахи да смехи, а молодец-то этот, выходит, не гость, а тапер… из музыкантов… Вот тебе и поговорила!» Над тапером надругались и вытолкали его в шею. «Каков пассаж? Ха-ха… Тогда не до смеха было, а теперь ужасно смешно… ужасно!» - рассказывает он. «Петя, ради бога… что тут смешного? Петя! Голубчик!» - восклицает его собеседник, стараясь успокоить музыканта, хохот которого переходит в истерику. Слова «Что тут смешного?» Чехов мог бы поставить эпиграфом к первым сборникам своих произведений - «Сказки Мельпомены» (1884). «Пестрые рас-. сказы» (1886) и «В сумерках» (1887).
Учеба в университете, к которой Чехов относился очень серьезно, напряженный литературный труд не прошли для него бесследно. В конце 1884 года у него пошла горлом кровь; открылся туберкулезный процесс, который в последующие 20 лет неоднократно приковывал писателя к постели и, в конце концов, свел его в могилу. Чехов, конечно, понимал всю серьезность болезни., но упорно отказывался от лечения и продолжал работать. Он с. девятнадцати лет привык чувствовать себя кормильцем и опорой всей семьи, на лечение у него попросту не было денег.
Окончив в 1884 году университет, Чехов стал служить врачом. Больных было много, но бедняков и товарищей по профессии Чехов лечил бесплатно, а таких среди его пациентов было большинство. На свой литературный труд он все еще продолжал смотреть только как на источник дополнительного заработка, но в 1886 году известный писатель Д. В. Григорович прислал молодому Чехову письмо, в котором он отмечал, что настоящий талант выделяет Чехова «далеко из круга литераторов нового поколения». Григорович призывал Чехова не размениваться на пустяки, уважать свой талант и предсказывал молодому писателю, что он еще создаст «истинно художественные произведения». Письмо Григоровича помогло Чехову понять, что литература - главное дело его жизни.
Самое яркое произведение первого периода творчества А. П. Чехова - рассказ «Унтер Пришибеев» (1885). В фигуре добровольного шпиона и доносчика, ревностного охранителя самодержавно-полицейского порядка писатель метко отразил самую суть зловещей эпохи 80-х годов. Пришибеев глуп и невежествен, за дикое самоуправство мировой судья даже вынужден наказать его; но по своему содержанию правила, которыми руководствовался Пришибеев: «Народу волю давать нельзя» и «Нужно власть уважать», - точно . выражали существо царской политики.
Теме беззащитности маленького человека - трудящегося интеллигента, ремесленника, мужика - перед лицом жестокой действительности уделено основное внимание в рассказах молодого Чехова. Казалось бы, несколько в стороне от основной тематики его творчества повесть «Степь» (1888), в которой звучит поэтический гимн красоте и могучей силе родной природы: «…В трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!» Но повесть «Степь» не случайна в творчестве Чехова. Сам автор придавал ей большое значение. Могучая красота степи является как бы ярким фоном, на котором раскрывается ничтожность жизни людей, погруженных в мелочные заботы. Чехов обладал тонким чувством красоты, но в жизни людей было слишком мало красивого и веселого, и Чехов как реалист не мог отступить от правды жизни.
Страницы : 1 2
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Призыв к поискам человеческого счастья в творчестве Чехова . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: