Изложение пьесы Брехта «Добрый человек из Сычуани»
В начале 30-х гг. Брехт создал пьесу «Мать» по мотивам одноименной повести Горького, продлив действие до 1917 г. и введя ряд моментов, актуальных для политической жизни Германии. В творчестве Брехта это была первая пьеса, показывающая освободительную борьбу простых тружеников. Под влиянием Горького в произведения Брехта прочно вошла тема материнства -она трактуется в пьесах «Добрый человек из Сычуани», «Матушка Кураж и ее дети», «Винтовки Тересы Каррар», «Кавказский меловой круг». Пьесу «Добрый человек из Сычуани» (1938-1940) Брехт написал по мотивам старинной китайской сказки. Это пьеса-притча, т. е. произведение, которое в иносказательном виде предлагает читателю поучение. Заголовок указывает на основную проблему - проблему доброты человека. Брехт ставит своей пьесой вопросы: что такое добрый человек? может ли человек быть добрым в существующих социальных обстоятельствах? что нужно сделать, чтобы человек мог быть добрым?
Три бога, заспорив о том, добр или зол человек, решают спуститься на Землю и проверить меру доброты людей. Это похоже на пролог из «Фауста» Гёте, только объектом проверки становится не старый ученый, а простая бедная девушка. Оказавшись в некоем городе, боги стучат во все двери, ища приют, но никто из богачей им не открывает, и только Шен Те (у которой нет ничего и которой приходится, чтобы прокормиться, торговать собой), приняв богов за бедняков, лишенных крова, впускает их в свое жилище. Боги награждают Шен Те за доброту, дают ей деньги, и она открывает табачную лавку, надеясь, что теперь будет жить безбедно и сможет помогать другим. Лавку отзывчивой Шен Те сразу же начинают осаждать многочисленные знакомые и незнакомые ей бедняки; всех их она вначале привечает, кормит, но вдруг обнаруживает, что от ее денег почти ничего не осталось.
Шен Те становится ясно, что если она и дальше хочет помогать кому бы то ни было, она должна принять срочные меры к сохранению лавки. Она переодевается в мужское платье, выдает себя за своего двоюродного брата Шуи Та и безжалостно выставляет из лавки всех нахлебников. Только так ей удается скопить денег, чтобы снова иметь возможность кому-нибудь помогать. Брехт показывает, что одной только отзывчивости мало, чтобы быть добрым в обществе социального неравенства, так как это общество выворачивает нормальные человеческие отношения наизнанку. Чтобы быть добрым, человек должен быть и злым, - такой парадокс вырастает из самой природы буржуазных отношений.
Испытав свою героиню на отзывчивость, Брехт подвергает ее далее испытаниям любовью, а затем и материнством. Он строит сюжет пьесы как серию экспериментов: сталкивает естественные человеческие чувства с законами эксплуататорского общества и наглядно показывает их несовместимость. Шен Те встречает в парке безработного летчика, который
уже завязывает петлю, чтобы повеситься: зачем жить, если без взятки невозможно получить работу, а у него нет денег! Девушка удерживает его от самоубийства, но:
- Но вот беда - на нашей злой планете
- Хлеб слишком дорог, а сердца черствы.
- Мы рады жить в согласье и совете,
- Да обстоятельства не таковы.
Этот зонг исполняет богач Пичем, основатель фирмы «Друг нищего», дающей ему немалую прибыль. Его жена и дочь вторят ему:
- Он прав - кто возразить бы мог?
- Зол человек, и мир убог.
- Перевод С. Апта
Но в устах Пичема эти слова - чистая демагогия, которой он оправдывает свои предпринимательские действия. Здесь же, похоже, этой логикой руководствуется в сущности добрая девушка.
Но Брехт не останавливается на подобных логических выкладках. Он не согласен с тем, что человек - только продукт социальных обстоятельств. Человеку дано изменить социальные обстоятельства так, чтобы расцвело добро, и сделать это человек должен сам, не надеясь на богов.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Изложение пьесы Брехта «Добрый человек из Сычуани» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: