Максим Тадеевич Рыльский. О писателе
Максим Тадеевич Рыльский родился 19 марта 1895 г. в Киеве в дворянской семье. Детство провел преимущественно в с. Романивка на Житомирщине. 1908 г. он вступил к частной Киевской гимназии В. Науменка и получил там глубокое гуманитарное образование. С 1915 г. Г. Рыльский учился в Киевском университете - сначала на медицинскому, а потом на филологическом факультете. Революция и гражданская война не дали возможности закончить образование, и Г. Рыльский вынужденный был переехать на село, где учительствовал к осени 1923 г. По возвращении к Киеву он еще шесть лет излагал язык и литературу в средней школе, пока полностью не посвятил себя литературной деятельности. В 1920-и года Г. Рыльский принадлежал к литературной группе «неоклассиков» (Г. Зеров, П. Филипович, М. Драй-Туча, Юрий Клен), которых объединяла не только любовь к своей родине и украинской литературе. Основательное образование, интеллигентность, наличие художественного вкуса, осведомленность в мировой культуре и отсутствие иррациональной веры в светлое будущее были причиной органического невосприятия невежества и бескультурье представителей нового пролетарского искусства. «Неоклассики» в своем творчестве были предрасположенными к иронии, скептицизму и своеобразному фатализму, которые порождались знанием об относительности явлений жизни.
В 1930-1932 гг. меняется судьба поэта: в стране разворачивались массовые репрессии против национальной интеллигенции, партией был провозглашенный курс на массовую коллективизацию, которое привело к голоду 1932-1933 гг. Не обошли пор и Г. Рыльского: из марта к августу 1931 г. он пробыл «под следствием» в тюрьме. После выхода на свободу поэт, чтобы удостоверить свою лояльность советской власти, печатает в августе 1932 г. «Декларацию обязанностей поэта и гражданина» и сборник «Знак весов» (1932). Дальнейшее творчество Г. Рыльского была обозначенная определенным снижением уровня художественности. Непродолжительный период относительной творческой свободы поэт пережил в года Отечественной войны. В послевоенный период Г. Рыльский подвергся несправедливой критике и идеологических гонений. Новый духовный подъем он ощутил лишь после смерти Сталина, когда из середины 1950-х гг. был послабленное идеологическое давление. Это время поэт назвал периодом «третьего цветения». В 1943 г. Г. Рыльский был избран действительным членом Академии наук УССР, а в 1958 г. - академиком АН СССР, возглавлял Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, оставив критические и научные работы из языковедения, литературоведения и фольклористики. Он также много перекладывал, в частности с английской (Шекспир), белорусской (Я. Купала, Я. Колос и др.), польской (А. Мицкевич, Ю. Словацкий), русской (О. Пушкина, Г. Лермонтов, В. Брюсов и др.), французской (Ж.-Б. Мольер, Вольтер, П. Верлен, В. Гюго) и других языков.
Умер Максим Рыльский 24 июля 1964 г., похороненный на Байковом кладбище в Киеве. К первым литературным попыткам Г. Рыльский удался еще в детстве, а уже в пятнадцать лет выдал свой первый поэтический сборник «На белых островах», которая, вопреки ученическому характеру стихов, была благосклонно встреченная критикой. Дальнейшее литературное творчество удостоверило быстрый рост художественного мастерства поэта. 1918 г. вышел следующий сборник - «Под осенними звездами», где, как и в предыдущий, превалировали романтика юношеской мечты, порывание в далекие неведомые миры, поэтизация любви, красоты и человека.
Высочайшего творческого развития Г. Рыльский достиг в 1920-х гг., в так называемый неоклассический период. Сборника «Синяя даль» (1922), «Сквозь бурю и снег» (1925), «Тринадцатая весна» (1926), «Где сходятся дороги» (1929), «Гул и отголосок» (1929) удостоверили расцвет самобытного таланта поэта, который оказался прежде всего в художественном совершенстве стиха, филигранной обработке каждой строфы, изысканному совершенству образов. В поэзиях Г. Рыльского этот период воспроизведен идеи культуры, красоты, искусства, поиски гармонии природы и человеческой души. В года Великой Отечественной войны Г. Рыльский создал такие произведения, как «Слово о родной матери», поэмы «Жажда» и «Странствие в молодость» (последнюю поэту позднее пришлось несколько раз перерабатывать, лишь бы избегнуть обвинений в национализме). Тема патриотизма явилась в воспоминаниях о детстве, изображении художником красоты пейзажей родной земли, героики национальной истории, наилучших черт украинского народа.
Творческое возрождение Г. Рыльского припало на период «оттепели» в жизни общества. Поэтические сборники «Розы и виноград» (1957), «Далекие небосклоны» (1959), «Голосеевская осень» (1959) синтезировали в себе достижения предыдущих этапов. Ведущими для поэта стали философские раздумья о вечных ценностях бытия: работу, красоту, добро и гуманизм.
Ключевое слово: Рыльский
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Максим Тадеевич Рыльский. О писателе . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: