По библейским мотивам, или как написать произведение по поэме И. Франко «Моисей»
Вы читали когда-нибудь Библию? Ведь именно там мы найдем рассказ о большом пророке Моисее, который вывел еврейский народ из неволи и 40 лет блуждал с ним по пустыне, учил, и казнил, и довел его к границе земли обетованной. Народ зашел на эту землю, но не зашел на нее его поводырь. И не потому блуждал Моисей 40 лет по пустыне, потому что был подобен Большому слепцу всех времен и народов, - так судил Бог. Но Франко думает не о еврейском народе, а о народе украинском. Поэма «Моисей» поднимала важные проблемы, которыми жило украинское государство во времена революционного подъема: рост сознания трудящихся масс и их историческая роль, преданное служение народу, общественная роль слова, мобилизирующее значение смерти героя, прогресс народа. Произведение пробуждало в народе моральные силы, политическое сознание, революционный дух. Но, конечно же, после прочтения поэмы не бежали украинцы с флагами, чтобы снять с престола царя и убить его прислужников.
О чем же эта поэма? Тему и идею поэмы ясно определяет пролог. Поэт высказывает большое сожаление по поводу того, что украинскому народу, разъединенному двумя государственными хищниками - Австро-Венгерской монархией и царской Россией - судимо было нести безмерные страдания; а также твердое убеждение, что все жертвы, злоключения и мучения не пропадут напрасно. Свою поэму Франко писал для украинского народа под влиянием библейской легенды о Моисее, которую он стремился переосмыслить в аспекте проблемы освобождения трудового народа от гнета. Под подранными палатками древних израильтян, писатель увидел своих обездоленных земляков. Сорокалетнее блуждание еврейского лагеря по пустыне в поисках обещанной Палестины в художественном мышлении поэта ассоциировалось с печальными страницами летописи украинского народа, который извилистыми тропами-дорогами истории искал свою отчизну. А получение Иерихона и завоевание обещанного рая в воображении автора воскрешало героическую борьбу родного народа за волю, укрепляло веру в его лучше будущее.
И вот в продолжительных блужданиях арабской пустыней, терпя трудности и злоключения, люди, которые шли за Моисеем, утратили веру, устали искать чудеснейшую иорданскую долину. Моисей в самом деле хочет найти ту землю обетованную. Но люди уже ему не верят:
- Сорок лет говорил им пророк
- Так величественно и хорошо
- Об обещанной той отчизне,
- И все пусто и напрасно…
- И утратил веру люд и сказал:
- «Наврали пророки.
- В пустыне нам жить и умирать
Но Моисей упрям, хотя не может спокойно смотреть на духовный надлом израильтян, так как они есть его плотью, его духом, силой. Долгие года поисков подорвали силы Моисея, свели почти на нет его влияние на массы, а с ним и доверие как к поводырю. И «в глазах его все что-то горит, будто две молнии в туче». Духовно великим, волевым и мужественным показывает поэт своего героя. Пророк, наперекор воли общины, которая под давлением Авирона и Датана запрещала ему говорить, выступает перед народом. Он казнит дух рабской покорности, леность, удовлетворение низким, полуживотным прозябанием, которые охватили общину, и призывает народ к действию, к борьбе за достижение лучшей жизни. Моисей выступает как человек, который понимает больше и видит дальше массы, сознает лучше историческую необходимость двигаться вперед. С глубокой симпатией передает писатель любовь Моисея к своему народу и веру в то, что он сам дойдет к большой, светлой цели.
А теперь поговорим о самом написании сочинения. Что можно написать во вступлении? То, что Франко писал произведение с мыслями о прошлом, настоящем и будущем Родины, с глубокой верой в то, что украинский народ избавится от социального и национального гнета и займет достойное место среди других народов. В основной части нам надо раскрыть тему «Отображение стремления народа к национальной самостоятельности, к воле в поэме И. Франко «Моисей». Чтобы ее раскрыть, нам надо сопоставить, каким мы видим народ в начале поэмы и каким он выступает перед нами в конце, т.е. изобразить и проследить его эволюцию. Франко писал о том, что украинский народ превратился на покорных рабов, над которыми издеваются его правители. И именно за это им пренебрегают другие народы. Тем не менее, Франко выражает уверенность в том, что украинцы смогут в конце концов получить свободу - лишь не надо молчать и быть послушными рабами. Народ должен подняться на борьбу, и тогда … «придет время, и ты огнистым видом Засияешь у народов вольных в кругу…Покатишь Черным морем гул свободы И посмотришь, как хозяин домовитый, По своему дому и по своим полям». В своем произведении вы обязательно должны вспомнить, что тяжелый путь к свободе украинского народа поэт изображает на примере мыканий израильтян.
Именно пророк Моисей положил жизнь, чтобы вывести людей из пустыни, спасти их от рабства: Все, что имел в жизни, он отдал Для одной идеи, и горел, и яснел, и страдал, и трудился для нее. Теперь уже нет у него той силы, которая бы смогла поднять измученный народ на дальнейшие поиски. Таким положением коварно воспользовались Датан и Авирон. Они отважились выступить против Моисея, переориентировав утомленных людей и легковеров в то, что надо не искать какие-то идеалы, а лишь удовлетворять свои сегодняшние нужды. Но Моисей все же таки обращается к народу и признается ему в своей любви. Ведь он служил Свободному духу народа Когда было объявлено об отмене крепостничества, Николай возвратился домой, но не застал уже в живых ни жены, ни матери. Но и это не смогло убить его бунтарский дух; и после реформы Николай Джеря пылко выступает против панства. Он разоблачает мошеннические поступки волосного главы и добивается, что того снимают с должности. Также призывает крестьян не брать плохих земельных наделов, не сеять на них: «Кто посеет хлеб, тот будет предателем общине». В образе Николая Джери воплощены большие духовные силы народа. Но, по моему мнению, каким бы свободолюбивым не был Николай, каким бы бунтарским не был у него характер, он ничего не мог сделать сам, без помощи людей. Нужно было переходить от стихийной борьбы к борьбе организованной, сплотить людей. А до этого, я считаю, Николай Джеря еще не «дорос», поэтому его мечта о счастье пока что была невыполнимой.
Вот мы и узнали, что крепостные крестьяне не молчали, а выступали против своих господ. Свободный дух летал и среди граждан Тухольской республики.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » По библейским мотивам, или как написать произведение по поэме И. Франко «Моисей» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: