«Овод» бессмертный роман о героях
К бессмертным романам о героях и мучениках революционных движений принадлежит также «Овод» (1897) английской писательницы Этель Лилиан Войнич (1864-1960). Переведенный 3. А. Венгеровой в 1898 году, спустя несколько месяцев после выхода в оригинале, он сразу же завоевал огромную популярность. По словам старого коммуниста, писателя П. А. Бляхииа, роман «Овод» сыграл заметную роль в формировании революционного сознания передовых рабочих России и широко использовался большевистским подпольем в целях агитации и пропаганды’. В той же книге, откуда взята эта выдержка, собраны многочисленные свидетельства о вдохновляющем воздействии «Овода» на видных русских революционеров-подпольщиков, героев гражданской и Великой Отечественной войн.
Любовь к «Оводу» переходит из поколения в поколение - от Свердлова и Калинина к Николаю Островскому и Гайдару, от Зои Космодемьянской и Алексея Маресьева к комсомольцам наших дней. Несмотря на то что сама Войнич полагала, что этот роман не годится для подростков, наибольший успех он завоевал как раз среди молодых читателей и поныне остается одной из самых действенных и облагораживающих юные души книг. Сюжет романа связан с деятельностью тайной революционной организации «Молодая Италия». Действие происходит в 30-40-х годах XIX века, когда молодые республиканцы, вдохновляемые Джузеппе Мадзини, начали борьбу за единство и независимость Италии.
Пропаганда освободительных идей сочеталась с подготовкой вооруженных выступлений против австрийского владычества. Артур Бертон и его товарищи по революционной борьбе - лица вымышленные, хотя во всех отношениях типичные для передовой итальянской интеллигенции первого периода Рисорджименто. Чтобы лучше изучить исторический материал, писательница посетила Италию. Фон, на котором развертывается действие, показан правдиво, но лаконично. Все внимание сосредоточено на героическом характере революционера- формировании его личности в жесточайших жизненных испытаниях, превративших наивного, экзальтированного студента Артура Бертона в сурового, беспощадного Овода, умеющего отстаивать свои .выстраданные убеждения и словом и делом, и пером и мечом. Враги Овода - не только поработители Италии австрийцы, но и церковники, ибо революция и религия несовместимы. Мятежнику-богоборцу Оводу противостоит его отец - кардинал Монтанелли, прекраснодушный альтруист, искренне убежденный в том, что, служа церкви, он творит добро. Но ложные идеи, в какие бы чистые одежды они ни облекались, становятся орудием зла. Поединок двух воль, двух сил, двух мировоззрений кончается победой Овода. Стоически перенеся и физические и духовные пытки, он до последнего дыхания остается непримиримым борцом и даже на краю могилы издевается над своими палачами. Смерть Овода освобождает Монтанелли от иллюзий. Он с ужасом сознает, что служил фальшивой святыне, и отрекается от веры.
Истинная свобода добывается не смирением, а борьбой. Эта мысль проходит красной нитью через весь роман. Писательница утверждает идею неизбежного торжества сил прогресса над силами реакции, каких бы это ни стоило жертв. Овод–один из самых ярких образов революционера в мировой литературе, а роман в целом - одно из лучших антирелигиозных произведений, сохраняющих в полной мере свою обличительную силу. Критики давно уже заметили, что в Оводе есть много общего с Рахметовым из «Что делать?» Чернышевского и с героями-народовольцами Степняка-Кравчинского. И это, как выяснилось, не случайные совпадения.
Этель Лилиан Войнич, дочь профессора математики Джорджа Буля, в юности увлекалась социалистическими идеями и попала в среду русских политических эмигрантов. Большую роль в ее жизни и духовном становлении сыграла дружба с революционером-народником Стелняком-Кравчинским. Более двух лет она прожила затем в России, изучила русский язык, выполняла поручения своих друзей-революционеров, носила передачи политическим заключенным, провозила через границу прокламации. Вернувшись в Англию, она сотрудничала в эмигрантском журнале «Свободная Россия», переводила на английский язык сказки Салтыкова-Щедрина, рассказы Гарши-на, стихи Шевченко. С польским революционером Вильфридом Войнич, чью фамилию она позже приняла, молодая англичанка познакомилась в доме Степняка. «Овод» сделал ее известной писательницей.
В дальнейшем Войнич написала еще четыре романа; из них «Прерванная дружба» (1910) и «Сними обувь твою» (1945) сюжетно связаны с «Оводом» (в первом рассказывается о жизни Овода в Южной Америке, во втором - о его английских предках по материнской линии), но в историю литературы она вошла как автор одного великого произведения.
«Овод» выдержал свыше ста изданий на многих языках, занял прочное место на экране, драматической и оперной сцене. Жизни и творчеству Э. Л. Войнич посвящены новаторские исследования Евгении Таратуты: Этель Лилиан Войнич. Собрав огромный документальный материал, Е. А, Таратута исчерпывающе ответила на вопросы: «Как же была создана книга, пламень которой уже более полувека зажигает сердца людей?», «Почему роман об итальянских революционерах, созданный английской писательницей, нашел свою родину в России?».
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » «Овод» бессмертный роман о героях . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: