| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Роман «Сад Гефсиманский» - возвеличивание отважных и честных

Когда с тревогой и увлечением читаешь страницы биографии Ивана Багряного и тихой неслышной походкой бредешь по улицам Харькова мимо “фабрики-кухни” - тюрьмы по улице Чернышевского, а затем воображение переносит нас в лагери Дальнего Востока, и радуешься, что узник убегает из ссылки и возвращается в родные места; но по доносу его снова арестовывают и отправляют в харьковскую тюрьму на холодной Горе, где писатель находится более двух лет, а из них 83 дня - в камере смертников, то невольно понимаешь, какие события и факты лежат в основе романа ” Сад Гефсиманский “- реальные, конкретные, автобиографические.

Почему “Сад Гефсиманский”? И находим ответ позже, автор использует библейский материал - и заголовок, и эпиграф, и вспоминания Каина и Авеля, и пользуется евангельскими цитатами. Известно, что по библейской легенде, в Саду Гефсиманском, где молился Иисус, его предали, передал охране, Иуда Искариот. Во времена ужасных сталинских репрессий в “сад Гефсиманский” превратилась вся страна, в которой властвовала продажность, отступничество, предательство общечеловеческих идеалов и ценностей. Иуда будто вселился в души тех, кто забыл о совести, об обычных христианских заповедях, а тех, кто остался верным своей жизненные позиции, ждала горькая судьба Иисуса Христа - быть распятым и телом, и душой.

Извечную проблему борьбы добра и зла автор решает в романе через горькую судьбу Андрея Чумака, который старается пройти через все пытка тюрьмы и остаться человеком. Он испытывает удивление, как это эта тюрьма смогла собрать в своих камерах 340 человек с высшим образованием, людей разных национальностей, не контрреволюционеров, а тех, кто верил в социалистические идеалы. И партийные деятели, и следователи, профессор марксизма-ленинизма, даже тот инженер, что проектировал эту тюрьму. Ужас! Ужас и удивление, как же такое могло случиться? И начинается борьба двух лагерей - узников и следователей. Одним из жесточайших следователей является украинец “казацкого знатного рода” Донец. А за маской сочувствия надзирателя Мельника скрывается палач, который после расстрела добивает ломиком еще живых жертв. А особенно отвратительной появляется перед нами энкаведистка майор Нечаева, которая со злостью, с ненавистью, с презрением смотрит на юношу. Для них человек - ничто, насекомое, “дырка от бублика”.

Сердце замирает, когда перелистываешь страницы своеобразного путеводителя-справочника тюрьмы: быт, обычаи, жаргон, взаимоотношения между арестованным, допросы, пытка, грязные бранные слова. И, когда человек попадает на “малый” и “большой конвейер”, то он ломается, превращается в макет, призрак.

Но Андрей Чумак, выдержав все издевательства, выстоял, сохранил силу воли, гордость, мораль настоящего человека. “Сатаной безрогой”, “чертом”, “маньяком” называют мальчика палачи. Непокоренный Андрей в действительно нечеловеческих условиях превращается в судью, который выносит приговор своим мучителям: “Мне вас жаль. Вот вы нас раздавливаете, а вам и в голову не приходит, что это же вы сами себя раздавливаете … Я говорю вам о миллионах. Да, нас миллионы. Миллионы, имя которым - народ! … И вы его раздавливаете, топчитесь ботинки по нашей крови … Вы нас раздавите, но сами вы никогда не будете счастливы. Мы вас будем преследовать всю вашу жизнь, этот наш вопль, наша кровь будут сопровождать вас всю жизнь … ” Вопреки всем запугиваниям Андрей бунтует против системы, причем убежденно и сознательно.

Мучительно размышляет Андрей об измене. Он уверен, что ни братья, ни сестры, ни невеста Екатерина не могли сотворить это. Душевные мучения героя не могут убить его веры в родных.

Измена и месть, как две неразлучные подруги. Месть - она извечный спутник борьбы между добром и злом. Эта проблема весьма волнует Ивана Багряного. Если Григорий Многогрешный в “Тигроловах” убегает со спецэшелона с мысленным взором в необходимости жить, выжить, чтобы или умереть, или отомстить своему мучителю майору Медвину, который с бешеной злостью выворачивал парню суставы, выламывал ребра, бил между глаза, то Андрей Чумак - безвинная жертва сталинского режима, и сильная личность, которая поняла “правила игры” тоталитарной системы, и использовал их против нее самой в лице следователей. “Кто поднял палку, пусть попробует ее на себе”, - думает Чумак. Писатель убежден, что сильная личность может обойтись без мести, приглушить в себе все бесчисленные беззакония и обиды. Выучив “правила игры”, Андрей делает так, что палач и жертва оказываются в одной тюрьме, и это не победа, так как на смену может прийти еще более жестокий и коварный.

Так вот, в романе “Сад Гефсиманский”, который возвеличивает отважных и честных, Иван Багряный видит Украину, построенную не “тюрьмой”, а гармонией, правдой и добром.


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Роман «Сад Гефсиманский» - возвеличивание отважных и честных . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz