Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:
В Михайловский период были написаны лучшие стихи о любви. С отроческих лет душа поэта томилась жаждою любви. Но от “первых сердца снов”, от наивной детской влюбленности и “безумных” увлечений юности к могучей страсти был пройден нелегкий путь. Всем прежним увлечениям противостала “могучая страсть”, подлинное, высокое, живое, исполненное горечи, страдания и красоты чувство. Стихи Пушкина о любви, написанные на протяжении всей жизни, не нуждаются в биографических комментариях. Пережитое конкретное и реальное чувство Пушкина переплавилось в “благоуханную”, по словам Гоголя, поэзию. Высокая страсть личности, с ее счастьем и горем, восторгом вдохновенья и страданиями, благодарностью щедрого сердца и вечной памятью о единственной близкой и нужной, бесконечно дорогой женщине только в стихах и могла полностью выразить себя. Стихотворения, написанные в Михайловском, - “Ненастный день потух…”, “Желание славы”, “Сожженное письмо” - полни светлого чувства счастливого человека. И это било счастье любви.
Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде. Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.
Лирические произведения М. Ю. Лермонтова - это своеобразная лаборатория, в которой исследуется .внутренний мир его лирического героя. И предметом исследования в ней являются, в частности, те воздействия, которые испытывает личность со стороны внешнего мира. Внутренний мир Лермонтова в его лирике выступает в значительной мере уже сложившимся, хотя еще испытывающим новые впечатления и изменяющимся. Трудно быть поэтом в эпоху, которая отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Не потому ли основное чувство, пронизывающее поэзию Лермонтова, - тоска и одиночество. «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить», - восклицает в порыве отчаяния разочарованный юноша. В личной жизни Лермонтов был несчастен. Семнадцатилетним юношей он посвятил множество стихотворений своей возлюбленной, имя которой он не называл: «Н.Ф. И.», «Н. Ф….вой», «Романс к И…». Из этих стихов мы узнаем, что и она сначала отвечала взаимностью, но потом увлеклась другим:
Все творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает любовь к свободе и родине. Эта тема звучит не только в стихах, прославляющих бородинскую победу, строках «Люблю отчизну я…», стихотворном рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где поэт не говорит напрямую ни о свободе, ни о родине, но - о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о человеке, чувствующем себя лишним в обществе себе подобных, о пустоте жизни…