Читатель до сих пор видевший героя со стороны, теперь знакомится с Печориным непосредственно, узнавая от него самого обо всем, что он думал, делал, чувствовал. В предисловии к «Журналу» Лермонтов подчеркивает искренность Печорина, который «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Как известно, в рукописи был иной конец повести Максим Максимыч, где автор, объясняя причины опубликования «Журнала Печорина», писал, что «заметил по некоторым местам» записок намерение автора готовить их к печати. Но в окончательной редакции Лермонтов оговаривается, что он «убедился в искренности» Печорина. Теперь он не находит у него «тщеславного желания возбудить участие или удивление». Следовательно, из «Журнала Печорина» можно узнать то, что до сих пор оставалось неясным в поведении и характере героя, и можно безусловно верить ему.
Целостный анализ стихотворения «Смерть поэта», как уже говорилось, вводится в биографию Лермонтова. Но это стихотворение для анализа поэзии «Поэт» привлекается дважды. Так как оно включает две темы: тему поэта и поэзии и тему обличения высшего дворянского общества - его необходимо использовать в сочинении, где анализируется стихотворение «Поэт», и на уроке, посвященном разбору «Думы». Тема поэта и поэзии - одна из центральных в лирике Лермонтова. Ей посвящено много его стихотворений, в том числе следующие: «О, полно извинять разврат», «Смерть поэта», «Поэт», «Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк». В сочинении важно раскрыть, почему эта тема так занимает поэта. В сочинении невозможно показать всей сложности этой темы у Лермонтова, в частности, приходится обойти молчанием размышления Лермонтова о трагедии поэта - героя стихотворения.
Стихотворением «Дума» представлено гражданское, обличительное направление в поэзии Лермонтова, Значительность обличительных стихотворений Лермонтова для 30-х годов XIX века и сила протеста, содержащегося в них. В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который не отказался от гражданской темы и выступал в своем творчестве против современного ему «ветхого мира». Недовольство общественной жизнью появилось уже в его юношеских стихотворениях, но наибольшей силы и зрелости протест против действительности достигает в лирике 1837-1841 гг. Особенно гневное обвинение поэт бросает высшему правящему обществу в стихотворениях «Смерть поэта» и «1-е января». Антигуманное, жестокое, бездушное и пустое общество обрекает человека на страдания и несчастье. Со стихотворением «Смерть поэта» учащиеся уже знакомы и знают отношение автора к придворной знати.
Патриотическая идея стихотворения «Бородино» понятна, строй мыслей и чувств солдата-рассказчика легко воспринимается. Но восприятие текста затруднено значительным количеством незнакомых нам слов и подробностями исторического характера. Необходимо объяснить незнакомые слова до первого чтения стихотворения. Нельзя ограничиться указанием на имеющееся в хрестоматии объяснение ряда слов. Задача анализа - возобновить в памяти некоторые сведения о войне 1812 года, напомнить о Бородинской битве, о ее значении для русской армии, о ее участниках, о ходе и результате сражения. О Бородинской битве писали многие поэты, но стихотворение Лермонтова занимает особое место; оно было признано народом и приобрело небывалую популярность - «Бородино» стало любимой солдатской песней.
Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Изображение дворянского общества, с которым роднит Печорина происхождение и классовая принадлежность, имеет в романе существенное значение. В соседстве со «столичными франтами», «московскими барышнями» и провинциальной «знатью» ярче выступает незаурядность и исключительность Печорина для своей среды, в которой он вынужден находиться и действовать. Конфликт между этим обществом и Печориным показывает непримиримость его ко всем устоявшимся традициям «света». Правда, в романе изображен не столичный свет, а пестрое по составу «зодяное общество».