Образ фонического героя на примере поэмы Твардовского “Страна Муравия”
В поэме “Страна Муравия” (1936) отображены события коллективизации, разрушившей уклад русской деревни. Поэма позволила одним критикам назвать А. Т. Твардовского кулацким поэтом, а другим трубить о том, как он прославил коллективизацию. Видимо, правота и тех и других была относительна. Перед глазами читателя развернута картина трагического расставания России со своим веками складывавшимся прошлым. Однако сквозь боль утрат брезжит надежда на сохранение взлелеянной трудом земли, хотя и мало похожей на прекрасную Муравию. Хуторок, о котором мечтает герой поэмы Никита Моргунок, - не сказка, не плод воображения. Вторая глава поэмы описывает отчаянье тех, кого ждет выселение, их пьяные поминки по загубленной жизни: “Веселитесь, пейте, люди, | Все одно: | Что в бутылке, | Что на блюде - | Чье оно? | Чья скотинка? | Чей амбар?) Чей на полке | Самовар?..” Поэт с горькой иронией выразил крестьянское недоумение перед происходящим. Ритмы народных песен и частушек скрывают печаль и самоиронию.
В произведении, “прославляющем” коллективизацию, звучат взволнованные и безусловно сочувственные строчки:
Их не били, не вязали,
Не пытали пытками,
Их везли, везли возами
С детьми и пожитками.
А кто сам не шел из хаты,
Кто кидался в обмороки, -
Милицейские ребята
Выводили под руки…
Образ дороги, традиционно символизировавшей национальную историю, завершает главу: “Над дорогой пыль висела, | Не стихал собачий лай. | Ругань, песни… | Трогай, Серый. | Где-нибудь да будет край…” Почти что отчаянье в этом слове “край”. Край как предел, окончание неведомой дороги. Это настроение повторяется в одной из следующих главок. Встретившись в воображении со Сталиным, Моргунок задает ему дерзкий вопрос:
- Товарищ Сталин! Дай ответ,
Чтоб люди зря не спорили:
Конец предвидится ай нет
Всей этой суетории?..
Простертая над страной “рука, зовущая вперед”, преградила, однако, все пути к заветной стране труда и теплого родства с миром. Илья Кузьмич Бугров, сосед героя-путешественника, с которым рядом пройти “под ручку” смотреть хлеба мечтал Никита, теперь встречается ему на пропыленной дороге нищий. Он бредет из мест, “куда их вывезли гуртом” (”В лесу, в снегу, стоит барак, | Ложись и помирай”).
В воспоминаниях брата поэта И.Т. Твардовского есть рассказ о том, как их отец с младшим сыном бежали из района принудительного переселения. Зная об этом, многое в поэме прочитываешь по-другому. Доведенный до отчаяния “кулак” совершил поступок, до которого он никогда бы не унизился, если бы не вмешательство “руки, зовущей вперед”. Сколько боли в авторском вопросе о судьбе ребенка:
Куда он, малец, гол и бос,
Шел по свету с отцом,
Суму на перевязи нес
С жестяным котелком?..
Как ни честен главный герой, но и ему в голову приходит грешная мысль о краже коня у цыган - после того, как его самого обокрали. Уничтожение сложившегося образа жизни вело и к смещению нравственных границ. Официальные речи о добровольной коллективизации оказались лживыми, так как на деле путь к единоличному хозяйствованию был перекрыт. Читатель поймет это, познакомившись с историей деревни Острова.
Вместе с тем автор не сказал бы всей правды о времени, если бы вовсе не заметил, что колхоз сохранил некоторые традиции коллективной сельской жизни, с ее привычным трудом и своеобразной поэзией. Твардовский и в этом случае сумел удержаться от декларативности. Мягким юмором окрашены речи участников свадебного застолья. С добрым, любовным вниманием, выразительно и точно описывается в “Стране Муравии” пляска:
Паренек чечетку точит,
Ходит задом наперед,
То присядет,
То подскочит,
То ладонью, между прочим,
По подметке
Попадет.
Строфа из пяти стихов, укладывающихся в границы четырехстопного хорея, оказалась деформированной, и разрыв стиха по цезуре передает резкую четкость плясового ритма. Упругие интонации, ненавязчивое аллитерирование, естественность и достоверность слуховых и зрительных деталей - все это наполнено особым “ладом”, трогательным и задорным чувством удивления, иногда близкого к умилению:
Выходит девочка бедовая,
Раздайся, хоровод!
Платье беленькое, новое
В два пальчика берет.
- Меня высватать хотели,
Не сумели убедить.
Неохота из артели
Даже замуж выходить.
В первой из цитированных строф чередуются ямб и хорей. Твардовский прибегает к сложному стихотворному размеру. Регулярные стопы без ударений (пиррихии) подчеркивают плавность, некоторую церемонность движений. Частушечная следующая строфа (”Меня высватать хотели…”) выполнена в четырехсложном размере. Перед нами так называемый пеон третий. “Лишние” ударения в первом и последнем стихах значительно ослаблены, хотя и способствуют выделению слов, на которые они падают. Двойное ударное а в последнем стихе, сопутствуемое шипящим (даже замуж…), усиливает акцент на комическом звучании. Праздничные картины свадьбы, эпизод встречи Моргунка со своим украденным конем отбрасывают светлые блики на финальную часть поэмы. Никита принимает решение возвращаться домой и сожалеет лишь, что “уйму трудодней” потерял из-за путешествия.
“Недоволен я концом”, - писал Твардовский своему другу, поэту М. Исаковскому. В связи с завершением произведения он жаловался на скверное “мироосязание”: “Тревожусь, терзаюсь, боюсь за поэму, постылое свое детище. Все ее хвалят, а мне теперь порой кажется, что не обманул ли я всех… что она совсем-совсем плохая, и попадется книжонка Горькому, объявит он меня на всю Россию щелкопером и мазуриком…” Автор самокритично видел, что “поэма не ах”, и мечтал написать “что-нибудь лучше этой поэмы”. Некоторые читатели, напротив, очень высоко оценили “Страну Муравию”. Так, один из них, послушав текст, заметил, что даже “если Твардовский ничего больше не напишет, то все равно ему будут ставить памятники на Руси”.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Образ фонического героя на примере поэмы Твардовского “Страна Муравия” . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: