| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Литературное значение комедии Грибоедова «Горе от ума»

Герой художественного произведения разговаривает, и особенности его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом - его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая  характеристика. Наблюдать за речью персонажа - значит обратить внимание не только на «прямое» значение произнесенных им слов, но и на «подтекст», т. е. увидеть, кто говорит, и понять, почему, с какой целью он так говорит.

Речевая характеристика наибольшее значение имеет в драматургии, где автор лишен возможности рассказывать «от себя», описывать своих героев и делает это исключительно «речевым языком», по выражению А. М. Горького. Пример - речь Фамусова, московского барина, типичного для начала XIX века защитника крепостнических порядков, дворянских традиций и старого уклада жизни. Особую живость и достоверность облику Фамусова придают индивидуальные особенности его речи: обилие народных словечек, выражений, разговорной фразеологии - словом, его словарю свойственно «смешение французского с нижегородским».

Грибоедов расширил границы применения простого разговорного языка, осуществил демократизацию русского литературного языка и сделал речь действующих лиц одним из средств характеристики. Главная особенность языка комедии - это близость к живой разговорной речи. Грибоедов талантливо и смело ввел в комедию сокровища народного языка, слив его с книжным, литературным; он обогатил нашу речь большим количеством метких, «крылатых» выражений. Речь отдельных персонажей индивидуализирована: в ней сказывается и социальное положение, и характер, и уровень культуры, и положение в ходе сценического действия.

В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров говорил: «Грамотная масса… разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишья, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи… Пьеса выдержала и это испытание… как басни Крылова, не утратившие своей литературной силы, перейдя из книги в живую речь». Пушкин еще в 1825 году писал: «О стихах я не говорю: половина-должны войти в пословицу». Современник Пушкина, Крылова, декабристов, Грибоедов вместе с ними боролся за создание русского литературного языка, за сближение его с языком народным, за простоту и ясность литературной речи. И в этой борьбе Грибоедов одержал полную победу. Он в числе первых прокладывал дорогу реализму в русской литературе.

Подлинно художественное произведение продолжает жить и оказывать воздействие на последующие поколения. Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский чрезвычайно высоко оценивали комедию Грибоедова. Белинский писал: «Вместе с «Онегиным» Пушкина «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении этого слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школой, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Герцен в середине XIX века подчеркивал революционный смысл комедии. Для Чернышевского «Горе от ума» было одной из самых любимых книг. М. Горький указывал, что образы грибоедовской комедии вышли далеко за пределы изображаемой автором эпохи.

Меткое слово Грибоедова неоднократно использовал Ленин в борьбе с врагами. Уже давно исчезли с лица русской земли Фамусовы и молчалины, скалозубы и репетиловы, но встречается еще и бездушно-бюрократическое отношение к людям и делам, и трусость, и низкопоклонство, и карьеризм, и пустозвонство. Значит, комедия интересна не только тем, что позволяет увидеть жизнь людей в прошлом, но и тем, что помогала и помогает поколениям читателей распознавать отрицательные качества, которые живут в современниках. А если помогает распознавать - значит, помогает бороться!

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Литературное значение комедии Грибоедова «Горе от ума» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz