Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля 1814 г. в с. Моринцы Звенигородского уезда на Киевщине в семье крестьян-крепостных. Рано потерял родителей, батрачил. Был зачислен в состав господских прислужников и 1829 г. отправленный к Вильно. С 30-начала х гг. жил в Петербурге. Весной 1838 г. за содействие К. Брюллова, В. Жуковского и др. Шевченко был уволен из крепостничества. В 1838- 1845 гг. учился в академии художеств в Петербурге. Позднее переехал в Украину, работал сотрудником Археографической комиссии в Киеве. Весной 1847 г. Шевченко был арестован за причастность к Кирилло-Мефодиевскому обществу и отправлен рядовым в войска. Пробыл в ссылке больше десяти лет. Освободившись, жил в Петербурге. Лишь раз после ссылки в 1859 г. посетил Украину. Умер Шевченко 26 февраля 1861 г. в Петербурге. В мае того же года состоялось перехоронение поэта на Монашеской горе близ Канева.
В своем творчестве Тарас Шевченко раз за разом обращался к историческому прошлому своего народа, искал там ответы на острые проблемы современности. Особое увлечение у художника вызвали времена козачества своей героикой, свободолюбивым расположением духа. Поэтому и показывал его часто в своих произведениях как образец жизни, достойный человека, утверждая необходимость борьбы против самодержавно-крепостнической системы, которая унижала национальное достоинство, калечила личность. Драма «Назар Стодоля» наглядно переносит читателя в Украину XVII столетия. В отношении героев к традициям, Родины, к своей моральной обязанности перед народом, его будущим и раскрываются характеры Фомы, Игната, Назара, Гали, других персонажей произведения. Положительные персонажи драмы не мыслят будущего без свободы, в которой они усматривают высшее проявление счастья, поэтому корысть и эгоизм расчетов Фомы Кичатого, полковника, Стехи они воспринимают как измену интересов своего народа, его знаменитых традиций.
О чем бы не рассказывал, что бы не описывал, к какой бы теме не обращался поэт, он не оставляет Бога, идет рядом с ним, но самое главное - имеет Бога в душе и сердце. Бог для Тараса Шевченко - это большая и ценнейшая духовная сила. Без нее нельзя ни жить, ни создавать, ни бороться. Сколько, например, раз герой произведения «Еретик» Иван Гус обращается к Богу, ощущает в нем силу, без которой не обойтись ни ему, ни народу! В одном месте читаем:
Каждый народ имеет что-то свое самое дорогое и святое. Для украинцев такой святыней является вдохновитель национальных идей, проповедник добра, воли, счастья и правды - Тарас Шевченко, Именно благодаря его острому слову, которое звучало сильно и уверенно, наш народ осознал себя как национальное единство. Где бы ни был, чем бы ни занимался поэт, но всегда перед его внутренним миром возникал и дорогой его сердцу Днепр, который «горами волну поднимает», и уютный «садик вишневый круг дома» или зеленые вербы «над оврагами, над прудами». До боли милый Шевченко тихий украинский вечер, пения соловушки в темной роще, гибкий тополь и золотое пшеничное поле, которое раскинулось, будто море широкое.
Я уверен, что каждый, кто когда-нибудь читал произведения Великого Кобзаря, не остался равнодушным! Лично меня чрезвычайно поражает и разнообразие форм, тем и проблем, которые мы видим в произведениях Шевченко. Есть в его творческом наследии и романтические баллады с элементами мистики и колдовства, и лирические поэмы о любви, настолько щемящие, что иногда слезы навертываются на глаза, и стилизации под народные думы, и реалистическое изображение народной жизни в поэмах, и философская поэзия, настолько глубокая, что и сейчас я с увлечением размышляю над некоторыми мыслями Тараса Шевченко. Отдельную часть своих произведений гений украинской литературы посвятил истории нашей Родины. Большая часть исторических произведений Шевченко имеет под собой реальные события, некоторые из произведений оперируют обобщенными образами. Тем не менее, в любом из них мы ощущаем такую любовь к своей стране, к ее народу и истории, что и сами замечаем что-то такое щемящее и гордое внутри себя, что принято называть патриотизмом.